landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Трасса «Одесса-Рени» стоит дороже Транссибирской магистрали?

Правительство Украины выделило месяц назад миллиард гривен на ремонт трассы международного и туристического  значения Одесса-Рени..

Напомню, что глава правительства Владимир Гройсман уже  торжественно опубликовал у себя в Фейсбуке фото одного участка трассы до ремонта и после: «Сейчас ремонт ведется на 8 участках протяженностью 36 км, устроено двухслойное покрытие на 12,8 км».

77143703158446_24986

А глава Одесской области Михеил Саакашвили считает, что ремонт трассы удастся закончить вообще в этом году. Об этом он сообщил также в Фейсбуке.

2016-08-28_23-08-35

Однако водители отмечают, что работы ведутся пока только на небольших участках. Фото трассы до ремонта они выкладывают в социальные сети, в ожидании, когда же сделают дорогу ровной везде.<
Trassa-Odessa-Reni5.jpg/span>

Развитие транспортных коммуникаций имеет принципиальное значение для Украины. Но в наши дни это недешевое удовольствие. Новые дороги оказываются «золотыми» из-за коррупции, спекуляций и… передовых технологий.

Так, небольшая трасса Одесса-Рени протяженностью всего 261 километр имеет сметную стоимость 27,7 млрд грн, то есть  по 106 млн грн за километр.  Легендарный автобан Одесса-Киев обошелся в свое время почти в 19 млн грн за километр. Правда, это было давно и цены тогда были ниже.
Trassa-Odessa-Reni3.jpg

И то и другое — астрономические суммы. Если бы сопоставимые цены существовали в начале ХХ века, когда мир вовсю строил автомобильные и железнодорожные магистрали, ни о каком освоении Сибири, Дикого Запада и Австралии не пришлось бы говорить. Следовательно, карта мира была бы полна белых пятен — незаселенных, неосвоенных и диких.

Одной из величайших строек той эпохи была Транссибирская магистраль протяженностью 9288 км и связавшая Урал с Владивостоком, оконченная в 1891-1914 годах. Благодаря ей в Сибирь выехало несколько миллионов крестьян и уже перед революцией она стала одной из житниц Российской империи. В ценах 1913 года Транссиб обошелся в 1,45 млрд рублей. Если принять весьма умеренные оценки Бовыкина и Мэдисона о том, что  ВВП Империи в 1913 году составлял 18-20 млрд (115-125 на человека) выйдет, что 1 км дороги обошелся в 1300 подушевых ВВП.

Трасса Одесса-Рени при официальном показателе ВВП на украинца 23,6 тыс. грн в 2010 году, обошлась в  4490 подушевых ВВП, то есть в 3,45 раза больше!
Trassa-Odessa-Reni8.jpg

Эксперты скажут, что сравнение некорректно, мол, разные экономические порядки, соотношения валют и вообще украинская экономика реально раза в два больше, чем это декларируется. Но, похоже, если учесть все эти моменты, Одесса-Рени все равно окажется значительно дороже Транссиба.
Trassa-Odessa-Reni65.jpg

Что такое Одесса-Рени? Грубо говоря, это качественная скоростная магистраль, проложенная по равнине с сопутствующей инфраструктурой и мостовой переправой через Днестровский лиман, на которую придется, если не ошибаюсь, четверть всех затрат. Недоброй памяти Гитлер построил в своей Германии тысячи километров таких дорог, сократив тем самым безработицу и выведя страну из кризиса. Что важно — дорожные работы сегодня предельно механизированы, то есть на них не надо привлекать тысячи человек.

А что такое Транссиб? Это сущий ад! Магистраль шла по болотам и горам, всюду приходилось делать насыпи, ведь уклон рельс  должен быть небольшим, а рельеф, особенно в горах, постоянно «прыгает». Работы велись в основном в ручную. Поражают также мосты. Тысячи мостов, в том числе и через Великие реки Сибири, — необъятные и стремительные. Вот почему на работах по прокладке Транссиба работало десятки тысяч человек на протяжении 23 лет, не говоря уже о загрузке металлургических и прочих заводов страны. И все же, она оказалось относительно дешевле трассы Одесса-Рени.
Trassa-Odessa-Reni1.jpg

Почему же современное строительство стоит так дорого? Вопрос открытый. Известно, что несколько лет назад смета проекта составляла 12,9 млрд грн, то есть была в 2,15 раз дешевле. За это время не только цены на машины и материалы выросли, но и произошла скупка земель вдоль трассы с тем, чтобы потом выгодно продать их инвесторам будущего строительства.

Не могу и не смею утверждать, что в смету были заложены «откаты», хотя известно, что некоторые плохие украинские дороги в 2-3 раза дороже хороших европейских. Дело в том, что современное строительство и правда стало очень дорогим. Главная причина — спекуляции на рынках ресурсов. Если, например, на мировом рынке существует дефицит гравия 1%, цены благодаря «игрокам» бирж выастут на 10, а то и на 20%. То же касается металла, зерна и так далее. Спекуляции делают необходимое несуразно дорогим, чем останавливают прогресс человечества.

К слову, прогресс, — штука весьма относительная. Он решает одни проблемы, но создает другие. Если раньше было тяжело без машин, то теперь тяжело выплатить кредит за машины и так далее. Взять, например, жилье. В цивилизациях, которые действительно умели строить, стоимость дома составляла обычно 3-4 годовых дохода более-менее зажиточной семьи.  В римских и арабских городах небогатые, но прочно стоящие ремесленники могли позволить себе дом на 120-180 и более метров с внутренним двориком, залами и подсобными помещениями. В Одессе сопоставимый достаток, скажем, 10-12 тыс.  грн в месяц, делает семью хозяевами в лучшем случае 3-комнатной «хрущевки».

Так или иначе, а при нынешнем порядке вещей решение многих проблем человечества можно отложить. Дороги, дома, мосты, каналы, электростанции — все стало слишком дорого. Дороже, чем 50-100 лет назад. Теперь, как оказывается, даже прокормить себя — проблема. Такой вот «прогресс». И не только в экономике.
Odessa-Reni-Utkonosovka.jpg
http://times.od.ua/news/culture/voditeli_napominayut_kak_vse_eshche_vyglyadit_trassa_odessa_reni/212572/

Tags: Одесса.
Subscribe

  • Унылая пора

    Вчера была в Одессе.У нас дожди.Очень редко езжу автобусом,а тут надо.2 сумки на плечах(с гостинцами для детей и внучки),в руке зонт-в 6 утра…

  • Из истории моего края

    Как представителей разных национальностей объединяло одно дело. Интересно знать: колокола главного храма Молдовы – “Made in Izmail”…

  • Старина всегда интересна

    Писать не о чем.Занята дачей и переработкой овощей к зиме.Как я это делаю,100раз писала и показывала. Поэтому ткнула пальцем в архив на сегодняшнее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments