Постройки и дома скорей напроминают уже молдавские и украинские деревни. Отходят традиции резных окон и наличников. Я не встретил ни одного подобного дома. По дороге в церковь встретили местного мужчину, который спросил: "Откуда мы?". Мы сказали, что из России, Румынии, Латвии. Спросил: "Из каких мест России?". Ответил про Калужскую область и Брянск. Тот сразу оживился. "Знаем, проезжали Брянск-II и Брянск I, торговали там. Работал водителем".

Церковь является не только местом культурной и религиозной жизни села, а одновременно выступает социальной сетью, объединящих прихожан. Пока нет службы, люди обмениваются новостями в личной жизни. Церковь выступает инструментом, показывающий, что я свой. В церкви всегда легко распознать тех, кто регулярно посещает службы или раз от раза, даже среди воцерковленных. Я побывал на утренней службе. Удивило большое количество прихожан. Редко встретишь подобное в российских деревнях в будние дни.
Колодец у церкви. В самой церкви иконы очень сильно закопчены и темны из-за горения свечей. Необходимо провести очистку икон, что требует грамотного реставратора. Иконостаса нет. Вместо него подставки для икон. Я находился в мужской части. Женщины находятся в конце, однако некоторые из них участвуют в службах. Я не стал стоять всю службу полностью, но с удовольствием понаблюдал за крещением младенцев и малых детей. Почти все семейные пары молоды, что говорит о сохранении традиций ранних браков.
Здесь можно встреть таких красивых молодых прихожанок, что большая редкость в наших краях.

У церкви по обычаю находится кладбище. Над кладбищем частично расположен сад.

Ближе к самой церкви похоронен батюшка. Чуть далее – простые жители. Я погулял по всему кладбищу. Некоторые захоронения уже почти забыты и о них напоминают лишь холмики. Многие захоронения не огорожены. Ограды появляются на тех могилах, какие появились после 1970-ых годов XX в.
По старообрядческой традиции многие старые кресты не имеют табличек с именами, датами жизни и фотографий. Традиция была сломлена в период СССР. Духовные настоятели против, но прихожане не слушаются советов. Ещё одним минусом стала побелка и покраска многих крестов, поскольку почти все они из стали или камня. Сейчас многие отказываются даже от крестов в пользу традиционных памятников.
Трапезная на территории церковного подворья.

Прихожане в ожидании выхода епископа Кишиневского и Всея Молдовы Евмения.
В селе находится школа десятилетнего обучения. В школе проходили секционные заседания конференции.
Официальное название школы на табличке. Напомнило Румынию. Там тоже популярней название гимназия, вместо школы.
Она располагается в обычном здании.
Напротив входа - колодец.
Отопление печное, наряду с газом. Детей никто не сгонял в классы – они сами приходили. Иногда выходили, с тем, чтобы вернуться позже. Кабинет французского языка, в котором я был, похож на российские классы – портреты известных деятелей, карты, стенгазеты.

Пообщался с директором школы. Сказала, что французский язык популярней немецкого и английского языков в качестве иностранного. По её мнению из-за схожести в произношении слов. К сожалению, министерством образования навязано обучение детей на молдавском (румынском) языке. На заднем фоне можно заметить колодец.

Здесь помнят своих героев Великой Отечественной Войны, в отличие от остальной Молдавии.

Памятник советским солдатам. Выглядит немного запущенным. Даже без поправки на осень, тротуарная плитка поросла травой. Впрочем похожее явление я замечал во многих местах, где тротуарной плиткой заменили асфальт в условиях леса или поля.
Остановка. Трактор с фруктами.
Поклонный крести и магазин у дороги.
Перед тем, как покинуть село, с нами встретился дедушка, местный житель, который просил передать чернослив всем гостям из России. Где ещё можно встретить столько радушия в людях?
Больше фотографий о селе в моём
фотоальбоме.
Comments
церковь встретили местного мужчину, который спросил: "Откуда мы?". Мы сказали, что из России,
Румынии, Латвии . Спросил: "Из каких мест России?". Ответил про Калужскую область и Брянск"...