landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Category:

Измаильская Свято-Никольская церковь

Часто бывая в Измаиле,все не находила времени побывать в липованской церкви.А тут ,взяв у самой себя на з дня отпуск от домашних забот ,от ЖЖ,поехала к родне гостить в выходные дни.Вот и удалось воочию увидеть старообрядческий храм.

немного истории.

До 1812 года Придунавье входило в Османскую империю.
После русско-турецкой войны 1806-1812 отошло России.
После Крымской войны1853-1856 отошло  к Молдавскому княжеству,которое вскоре стало частью созданного в то время Румынского государства.
После русско-турецкой войны1877-1878 гг по Берлинскому договору были восстановлены естественные границы России,а южная часть Бессарабии вместе с Придунавьем(входившем в состав Бессарабии) вновь были прсоединены к русской державе.
.В начале 1918 года королевское правительство Румынии начинает оккупацию Бессарабии, и к середине января захват фактически завершен. 22 января интервенты заняли Измаил. 9 апреля, при поддержке стран Антанты, Бессарабия была официально объявлена присоединенной к Румынии.
1940-в состав России
1941-состав Румынии
1944-украинской ССР

Преследуемые официальной властью и церковью, старообрядцы селились обычно в самых глухих местах. Одним из них стало Придунавье. Первые сведения о появлении липован-старообрядцев на нижнем Дунае относятся к концу XVII - началу XVIII века. Постепенно их число все более возрастает.


В 40-х годах XVIII века одна из старообрядческих общин поселилась в глухом уголке дунайской дельты. С 1746 года на картах Бессарабии появилось селение Липованское. Ныне это - город Вилково Килийского района. Одновременно с крестьянами-липованами на обоих берегах дунайской дельты начинают селиться донские казаки-старообрядцы, именовавшиеся некрасовцами.

Некрасовское войско - это единственная часть русского казачества, названная по имени одного из своих атаманов и сохранившая это имя в течение трёх столетий. Игнат Федорович Некрасов был одним из руководителей Булавинского восстания в 1707-1708 годах. Он выделялся среди соратников Кондрата Булавина не только личной отвагой и преданностью, но и полководческим искусством. После смерти Булавина и поражения казацкого восстания на Дону Некрасов уводит на Кубань около трех тысяч казаков с женами и детьми, ведя непрерывные оборонительные бои.


С разрешения хана Каплана Гирея некрасовское войско со знаменами и даже с семью пушками остановилось в низовьях реки Кубань. В 30-40 километрах от Азовского моря на холмах среди труднодоступных болот казаки построили свои станицы и укрепленные городки. История сохранила имена таких центров некрасовцев на Кубани, как Чирянский, Блудиловский и Голубинский. Кубанская вольница просуществовала до 1738 года, почти непрерывно сражаясь против царских войск.

После смерти Некрасова под натиском регулярной армии некрасовцы вынуждены были в 1740-1778 гг. переселиться в Добруджу. Осев среди уже живших там крестьян-старообрядцев, они создали в Северной Добрудже Задунайскую вольницу с центром Сарыкее и множеством станиц.


Здесь некрасовцы пользовались такой же автономией, как и на Кубани. Они имели собственные воинские подразделения, выбирали атамана, в церкви служили по старопечатным книгам и соблюдали дониконовские обряды. После присоединения Бессарабии к России немало казаков переселилось в бессарабские земли,то есть,в Придунавье.
Но что интересно,турки очень не любили православных ,однако к старообрядцам отнеслись лояльно .Разрешив бежавшим селиться в своих пределах, турецкое правительство по настоянию
старообрядцев подтвердило их право на сохранение духовных традиций и веры, но не потому, что сочувствовало изгнанным. Турки рассчитывали использовать старообрядческий элемент, как неудовлетворенный политикой русского правительства, в своих интересах. Старообрядческие казаки обязывались служить Турции.(Но у нас ходит предание.Послы от старообрядцев,идя на переговоры с турецкой властью,насыпали в сапоги  земли.что привезли с собой из России.И когда турки им сказали,что они должны служить той земле,на которой стоят голыми ногами ,с радостью согласились.Стояли-то они на своей земле в сапогах.)

Но что еще интереснее ...


Когда же Россия вплотную подошла к пределам Южной Бессарабии и включила эти территории в свой состав, самодержавное правительство с целью стабилизации внешнеэкономической ситуации и экономического развития покоренных земель пошло на реальные, неслыханные поступки.

Это был беспрецедентный случай в истории российского законодательства касательно старообрядческого вопроса. 25 июля 1811 г. главнокомандующий российскими войсками в Молдавии М.И.Голе-нищев-Кутузов обнародовал указ императора Александра I, в котором всем некрасовцам, "кои пожелали и кои пожелают переселиться под власть Его Императорского Величества, вечное про­щение в прежних их винах против государя и отечества Российского" (1). Однако прощения российскими императорами провозглашались и ранее, но они не исполнялись, прежде всего, ими самими или отменялись их последователями. Но и это не главное. Далее в указе Александра I говорилось, что "старообрядческие церкви будут по желанию вашему в приличных местах воздвигнуты, и отправление веры христианской по правилам старообрядческим не будет воспрещено или притесняемо никем" (2). Политика Николая I не расходилась с политикой его предшественника.

Начало создания старообрядческой общины Измаила относится  к 1811 году, когда сюда переселились первые сторонники старой веры. Их численность возрастала, и старообрядцы стали ходатайствовать о строительстве каменной церкви. 22 июля 1831 года Николай I разрешил им «новую таковую каменную» построить. В 1833 году церковь была построена и освящена в честь святителя Николы. В 1899 году была реконструирована, а в 1904 был обновлен иконостас. Храм не закрывался даже в суровые годы войны и при советской власти. Продолжает действовать и сейчас,

Вот такова наша история и никуда от нее не деться.

Храм расположен в жилом частном секторе в районеЛипованка.
Tags: Измаил
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Молдаване зажгли Вечный огонь.

    Министерство обороны Молдовы 22 октября приняло решение погасить Вечный огонь на главном мемориале Кишинёва в условиях энергетического кризиса в…

  • Древнее ремесло: как в Вилково осенью деревянные лодки чинят

    Если весна в Вилково – это сезон селедки, то осень – пора ремонта и обслуживания деревянных лодок. О тонкостях этого ежегодного…

  • Унылая пора

    Вчера была в Одессе.У нас дожди.Очень редко езжу автобусом,а тут надо.2 сумки на плечах(с гостинцами для детей и внучки),в руке зонт-в 6 утра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments