На Украине принято считать металлургию флагманом национальной промышленности, отраслью, пополняющей казну республики валютой, забывая о том, что украинский металлургический колосс стоит на глиняных ногах. Ныне об остановленных в 2008 году домнах предпочитают не вспоминать, как и об уволенных в 2013 году металлургах, старательно замалчивая тему увольнений.
Так как обстоит дело с металлургией на Украине, стали предприятия отрасли успешнее в результате смены собственника или нет? В чём фундаментальные отличия между металлургическим производством на Украине и в Белоруссии?
Закат звезды украинской металлургии: от флагмана экономики к убыточности
В 2012 году мировой лидер по выплавке стали — Китай — вновь увеличил объёмы производства и взял отметку в 716,5 млн т стали. Путь с четвёртого места до первого в рейтинге сталепроизводителей занял у Китая 20 лет.
За те 20 лет, которые понадобились Китаю для увеличения производства стали в десять раз, Украина уменьшила производство стали в два, а труб — в три раза, скатившись в рейтинге производителей стали с 5-го на 10-е место.
Уменьшаются не только объёмы производства, но и количество занятых. С 2008 года предприятия отрасли сократили 136 тысяч сотрудников, 20 тысяч сократила одна только Криворожсталь (сейчас называется АрселорМиттал Кривой Рог).
Долгое время проблемы отрасли скрывались за высокими мировыми ценами на металл и растущим спросом. В благополучном 2007 году за рубеж было продано 28,4 млн т стали по цене в 750 долл/т Выручка составила более 21 млрд долл. В том же году рентабельность производства стали на Криворожстали составляла 40 (!) %.
Теперь же четверть мировых сталелитейных мощностей простаивает, спрос на рынке падает, цена на горячекатаные рулоны снизилась до 530–540 долл/т, а по холоднокатаным — 620–625 долл/т.
В прошлом году в меткомбинаты было инвестировано 6 млрд гривен (750 млн долл.). За январь–июнь 2013 года совокупный объём капинвестиций в отрасль составил лишь 2,019 млрд гривен (250 млн долл.).
Философия украинской олигархии предусматривает крайне ограниченную модернизацию производства. Единственное, в чём преуспел металлургический комплекс — так это в уменьшении объёмов потребления природного газа. Предприятия переводятся с газа на пылеугольное топливо. Впрочем, у этого процесса есть обратная сторона: металлурги становятся зависимыми от угольных королей Украины — Рината Ахметова и Александра Януковича.
Ферросплавное производство выживает только за счёт сниженных цен на электроэнергию, что позволило запустить остановленные в прошлом году предприятия. Впрочем, менее известен тот факт, что нерентабельность украинских ферросплавов искусственно создана собственниками для минимизации налогообложения.
Завершающаяся деиндустриализация поставила перед металлургами новую проблему: наметилась острая нехватка лома чёрных металлов. К началу осени 2013 года импорт металлолома увеличился на треть. Спасают украинских металлургов поставки лома из Казахстана и Молдавии, а также горячебрикетированное железо из России.
Ирония в том, что недавно открытый новый металлургический комбинат «Интерпайп Стил» (Виктор Пинчук) нуждается именно в металлоломе. То есть даже те немногие усилия, которые направлены на модернизацию отрасли, наталкиваются на, скажем прямо, саботаж со стороны государства.
В результате украинский металлолом уходит в Турцию, где цены на него на 10 долл/т выше, чем на Украине. Государство же ничего менять не собирается, предпочитая вздыхать и разводить руками от бессилия.
Перспективы для украинских металлургов нерадужные: спрос на сталь на мировом рынке будет падать, конкуренция — усиливаться. В 2008 году отечественную металлургию спас обвал гривны и постепенное восстановление спроса. Но второй виток кризиса может добить отрасль.
Впрочем, перспективы закрытия украинских металлургических комбинатов и повторение сценария 2008 года, когда на Украине половина доменных печей прекратила работу, украинский олигархат не пугают. Он уже давно евроинтегрировался, в том числе и в металлургии.
Европейский металл за украинские деньги
В сознательном отказе от модернизации меткомбинатов Украины есть своя логика. Во-первых, они становились поставщиками полуфабрикатов для европейских заводов, купленных олигархами на заре 2000-х. Так, группа СКМ Рината Ахметова владеет четырьмя металлургическими заводами в странах ЕС.
Во-вторых, те же олигархи получили возможность фиксировать конечную прибыль вне пределов Украины, оптимизируя налогообложение.
Таким образом, украинские олигархи встроили Украину в европейский металлургический рынок на правах финансового и ресурсного донора с неизбежным итогом — смертью от истощения. Десятки тысяч уволенных и вероятный социальный взрыв Юго-Востока Украины «эффективных» собственников не пугают.
Белорусская металлургия: всё дело в государстве
Белорусская металлургия ещё сильнее зависит от экспорта, чем украинская: 85% металла реализуется за рубеж. При этом белорусские меткомбинаты, в отличие от украинских, не являются предприятиями полного цикла. Однако есть ряд фундаментальных отличий: теснейшая кооперация с Таможенным Союзом, постоянная модернизация производства и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Это спасает предприятия.
Основными предприятиями отрасли являются:
1. ОАО «Белорусский металлургический завод»;
2. ОАО «Могилёвский металлургический завод»;
3. ОАО «Речицкий метизный завод»;
4. ОАО «Гомельский литейный завод «Централит»
Все предприятия металлургической отрасли объединены в холдинг «Белорусская металлургическая компания», что облегчает процесс управления заводами и планирование производства.
Активно проводится модернизация производственных мощностей. Например, Белорусский металлургический завод (БМЗ) получит более 280 млн евро кредита от Евразийского банка развития и Беларусбанка для организации производства сортового проката со строительством мелкосортного проволочного стана. До конца 2015 года завод планирует инвестировать в модернизацию производства около 700 млн евро.
Постоянно расширяется география поставок продукции. Так, бортовая бронзированная проволока производства БМЗ начала поставляться на шинные заводы компаний Yokohama Ruber Co. Ltd (Япония) и Hankook Tire (Южная Корея), причём рост производства в 2013 году составил 138%. Данная проволока уже поставляется на заводы фирм GoodYear, Мichelin, Continental, Pirelli, Bridgestone, Nokian, «Нижнекамскшина». Завоевание шинного рынка стало возможным после масштабной модернизации.
Проблема с ломом чёрных и цветных металлов была решена просто и изящно: в 2011 году было создано государственное объединение «Белвтормет» со 100% долей государства, ставшее монополистом на рынке вторсырья.
Реализация металла осуществляется через Белорусскую универсальную торговую биржу, что позволяет государству контролировать продажи продукции.
Выводы
В очередной раз Белоруссия и Украина демонстрируют абсолютно разные подходы в развитии отрасли. Впрочем, сложно сказать, что украинская металлургия развивается, скорее она медленно деградирует и становится донором для предприятий олигархов в Евросоюзе, а также их офшоров.
Будущее у отраслей также разное: Белоруссия, вложившись в модернизацию заводов, без рынков сбыта не останется, в отличие от стареющих предприятий Украины. Впрочем, своей цели украинские олигархи достигли: на руинах украинской металлургии построили свои европейские метимперии, усилив металлургию Евросоюза.
Иван Лизан, Однако