landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Category:

Албанцы в Бессарабии.

Единственное албанское селение Бессарабии, и вместе с тем всей России, это Каракурт (Каракурты)( Каракурт - слово турецкое и обозначает: черный червь) Измаильского уезда, в 6-7 верстах от Болграда.
Оно основано в 1811 г.( Скальковский. Болг. кол., стр. 65). Здесь в 1907 году было 1011 албанцев, 481 гагауз, 223 болгарина, 53 малоруса и 34 молдаванина. Следует отметить, что молдаване и малорусы переняли албанский язык.
В Бессарабию албанцы явились в 1809 или 1810 году среди прочих православных «задунайских переселенцев».
Выходцы из дер. Деви, близ Варны, они в числе 300 семейств были поселены в татарской деревне Чулай, близ низовья р. Ялпуха.
Съемка 1827 года застала их уже на нынешнем месте, в колонии Каракурт, где тогда было только 118 семейств арнаутов (албанцев) общим числом 585 душ; кроме того здесь находилось 117 „болгар" (т. е. гагаузов и болгар), 4 молдаван, 7 великорусов и 7 малорусов (Статистическое описание Буджака, стр. 411).
В 1850 г. в Каракурте числилось 1060 душ албанцев (арнаутов), 118 „болгар" и 13 малорусов; во всей же Бессарабии в это время было 1328 душ арнаутов (Кеппен 1861, стр. 1-2).

Источник: Л.С.Берг. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923

Подробней о расселении албанцев можно посмотреть на Этнографической карте Бессарабии

Жовтневое/Каракурт - албанское село под Болградом



Поскольку с жителями общаться было некогда, тут будут просто некоторые этнографические наблюдения.


Вообще, если кратко, то история поселения примерно такова.
Местные албанцы - переселенцы, так сказать, второго порядка. В Бессарабию во время одной из русско-турецких войн они бежали около 1809-1811 годов в составе болгарских беженцев из села Девня (ныне город в уезде/области Варна), куда, в свою очередь, переселились из Южной Албании примерно ещё в XVII веке. При этом изначально они поселились в татарской (гагаузской?) деревне Каракурт возле нынешнего села Чумай Тараклийского района Молдовы, однако спустя пару лет основали уже новое, нынешнее село в нескольких километрах юго-восточнее, почему-то перенеся с собой именно это тюркское название временного поселения.
После расширения Молдавского княжества за счёт земель южного Буджака в 1856 году и вследствие репрессивного воздействия молдавских властей албанцы, гагаузы и болгары в 1861-1862 годах дружно бежали куда подальше на территорию, оставшуюся за Российской империей. В Приазовье албанцы осели в 3 сёлах (ныне Приазовского района Запорожской области), одному из которых досталось имя от прежнего, ещё болгарского места исхода - Девненское. Но это уже другая история.
Сам же Каракурт с 1878 года снова оказался в составе РИ, и туда, очевидно, вернулась часть беженцев из Приазовья. С 1918 он - в составе Румынии, а с 1940 - Измаильской области УССР (в 1954 объединенной с Одесской).
В 1947 году селу было присвоено  название Жовтневое, а выселку Ени Каракурт - соответственно Новое Жовтневое, и по сей день они официально так и не переименованы обратно.
Примечательно, что приазовские переселенцы - уже третьего порядка - явно более аутентичные албанцы, чем каракуртцы, практически полностью перенявшие быт у гагаузов и болгар, хотя и сохранившие при этом язык. Потому интерес этнографов вызывают больше именно приазовцы, несмотря на свою малочисленность и фактическую исчезаемость.
Отдельно следует подчеркнуть, что ни албанской символики, ни даже надписей в селе нет. Фамилии и особенно имена местных жителей, как я понимаю, также в абсолютном большинстве ассимилированы, точнее русифицированы (однако среди гагаузов, очевидно, в гораздо меньшей степени). При этом удивительно, что как разговорный албанский язык тут неплохо сохранился, пусть и будучи видоизменённым вследствие слишком долгой полной оторванности от исконного языкового ареала.
Ещё любопытно, что последние 80 лет, НЯП, численность населения села более-менее стабильно составляла около 2,7-2,8 тыс. человек. Предполагаю, что 90-е годы, в отличие от остального Болградского района, где население убывало и продолжает быстро убывать (очевидно, за счёт эмиграции основного этноса - болгар), в Жовтневом оно сохранилось, поскольку этническая эмиграция для большинства попросту выглядела непривлекательной (для албанцев) либо вообще абсурдной (для гагаузов). Впрочем, по личному ощущению (см. фото ниже), в последние годы тенденция может быть весьма негативной (но за неимением данных нечего добавить).

Планировку село имеет ярко выраженную прямоугольную.


Типа центр.




Школа.








Церковь рождества Пресвятой Богородицы с любопытным фронтоном, изображающим, собственно, сие событие. Открыта в 2002 году на месте прежней церкви.


Если верить сайту церкви (хо-хо!), та была построена в 1881-1891 годах и взорвана (?!) в 1982 году (?!!). А вид имела вот такой:


Кстати, без благословения митрополита, сайт, видимо, никак бы не создался.


Странный архитектурный объект.


Остатки от остановки, намекающие, что, возможно, когда-то очень давно вдоль села (т.е. в тупик) можно было проехаться на каком-то транспорте.


Аццкая избушка на курьих ножках.

Избушкино вымя поближе.



Сельская пробка.


Некоторые красят овцам голову и жопу. Очевидно, для распознавания.


На домах же стоит остановиться поподробнее.
Их местная особенность - вот такая открытая "коридороверанда", как правило, со стеной-перегородкой с окном на фасадной стороне дома.




Вариант без такой перегородки.


Вариант с укороченной за счёт комнаты "коридороверандой" (возможно, у этой штуки есть умное название?).




Однако более любопытной и несомненно более эстетичной мне кажется вторая местная особенность - характерные узоры по периметрам окон и фасада.
















Ещё отдельно взятое окно.

Могут быть на стенах и отдельные элементы.


Ещё есть буквально пару штук вот таких домов.




Совсем нетипичный второй этаж.


Это вообще единственный найденный дом с плоской крышей.


Местные уличные таблички.


Все одного типа. Название отдельно, номер отдельно.


Ширина тоже одинакова, потому "Школьная" помещается свободно, а "Христо Ботева" зажали.


Ещё одна странная особенность - подъезды к домам, выложенные из мини-бордюрчиков.


Аккуратный вариант.


Местные колодцы накрыты трапецеидальным коробом.




Современный жестяной вариант.


Кирпичный полуоткрытый вариант.


Здесь скважина необычного диаметра и закрывается на крышку, потому колодец открытый. Ведро, боюсь, сюда не влезет, разве что бидончик какой-то.


Питьевая вода, впрочем, всё равно развозится на тракторе.


К сожалению, в Жовтневом хватает и брошенных домов.


Их конечно не радикально много, но на глаза не попасться не могут.






Кстати, на некоторых брошенных хозяйствах вполне могут себе пастись гуси, которых в селе предостаточно.


Есть и такие руины.






А есть и вовсе жалкие остатки.




Вот так вот.
http://timbes5.livejournal.com/71149.html
Subscribe

  • Унылая пора

    Вчера была в Одессе.У нас дожди.Очень редко езжу автобусом,а тут надо.2 сумки на плечах(с гостинцами для детей и внучки),в руке зонт-в 6 утра…

  • Из истории моего края

    Как представителей разных национальностей объединяло одно дело. Интересно знать: колокола главного храма Молдовы – “Made in Izmail”…

  • Старина всегда интересна

    Писать не о чем.Занята дачей и переработкой овощей к зиме.Как я это делаю,100раз писала и показывала. Поэтому ткнула пальцем в архив на сегодняшнее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments