landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

История Килийского порта

ИСТОРИЯ КИЛИЙСКОГО ПОРТА
После нескольких затяжных, кровопролитных войн, в 1806 году Килия стала российской. Оживают буджакские степи – их заселяют молдаване, малороссы, русские поселенцы, казаки, болгарские, гагаузские, немецкие, албанские колонисты. Медленно, но неуклонно уже на православный лад преображается и город Килия. Но развитие ее порта, как и судоходства на Дунае еще долгие десятилетия сдерживается конкуренцией бурно растущей Одессы, ее порта со статусом порто-франко.
Только с возвращением в уже послереформенную Россию край снова оживает. Он полнится хлебом, продуктами животноводства, овощами, фруктами, виноградом, вином, увеличивается численность его народонаселения, растут новые города. Но развитие сдерживается бездорожьем.

Килийский порт в 30-е годы: иностранные пароходы пришли за хлебом.
И вот в 1883 году князь Ю.Е. Гагарин основывает Дунайско-Черноморское пароходство. Теперь суда не обходят Килию по Сулинскому гирлу. Ее порт становится главным по вывозу южно-бессарабского хлеба. В конце XIX – начале XX веков из килийского порта вывозилось в урожайные года до тринадцати миллионов пудов зерна, – это более 200000 тонн – пшеницы, ржи, овса, кукурузы. И это только зерна! Были проекты строительства элеватора и судоремонтных мастерских, но Первая мировая война и последовавшие за ней тяжкие времена надолго отодвинули реализацию этих проектов.
Такова история, при том – все больше политическая. А что на самом историческом квадратном километре Килии осталось для археологии? Безусловно, тысячелетия превратили эту землю в археологический Клондайк. Но до сих пор лопата, скребок, кисточка профессионального археолога не касались этой земли. Остались лишь легенды о тоннелях, подземельях, баснословных кладах. А куда делись? В музей попали пол сотни пушечных ядер разного вида и государств, турецкие да казацкие трубки, несколько десятков старинных монет, обломок средневекового меча.

Открытка Всероссийского Почтового Союза. Напечатана в Килийской типографии Мильграмма к 100-летию присоединения Бессарабии к России.

Как жил и развивался порт при Румынии? Пароходная грузо-пассажирская линия дотянулась только до Галац, а главное богатство края – хлеб, иностранными пароходами вывозился в порты Европы, Азии, Африки, миллионы пудов его свозили в порт кэруцаши, а погрузку в поте лица осуществляли – как и тысячи лет до этого…
А на Победу в Великой Отечественной порт Килия стал работать еще в грозном 1941-м, чтоб возобновить эту работу на второй день после освобождения города в незабываемом августе 1944-го. Важную роль сыграл порт в деле восстановления и развития города и края после войны. Уже в 1944-м, практически в составе порта родился флагман промышленности Придунавья – Килийский судостроительный- судоремонтный. По существу от порта Килия отпочковался и порт Усть-Дунайск.
Вот мы и завершили краткое путешествие по самому историческому месту Килии, месту, которое, скажем, автор «Повести временных лет» счел бы назвать «Откуда есть пошла быти земля града Килийского».
И, конечно же, заслуживает быть увековеченной особо – часовней на месте святого престола – древняя церковь Успения Божьей Матери, или хоть музейным павильоном археологических древностей с этого примечательного «родимого пятачка» Килии. Где вы, культурны, щедрые меценаты, которые почтят самый древний город нашего государства, сотворив такую память?
Борис РАЙНОВ,
директор районного краеведческого музея, г.Килия
http://kiliya.info/blog/2007-12-18-793
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments