landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Православные молдаване и шаманы в Придунавьи

Есть на Украине,в бывшей Южной Бессарабии, дивное место-это Придунавье.С одной стороны- величавый Дунай катит свои воды прямо в Черное море, а с другой - совсем неподалеку раскинулись придунайские озера – Кагул, Картал, Кугурлуй и Ялпуг с непередаваемой флорой и фауной и с еще не полностью  изученной историей.И чем глубже вкапываются археологи в земли этого края,тем больше слоев культуры определяют они.
Может быть все это в купе и повлияло на культуру и традиции одного молдавского села,что в Ренийском районе,где кучно расположилась самая большая диаспора в стране-молдаване, иначе как объяснить,что жители  Орловки не просто так отмечают  главный христианский праздник Рождество, а вместе с… шаманами . Всю ночь под звук барабанов и кларнетов жуткие маски в сопровождении своих воинов бегают по селу, прогоняя нечистую силу, поздравляя с рождением Иисуса, а утром сходясь в бою на центральной улице.

Местные жители зовут его Мошул, что в переводе с молдавского — Дед. Появляется это чудище, аналогов которому этнографы не знают, в одном-единственном селе на Одесщине – в придунайской Орловке. Сразу отметим: местные молдаване – народ православный, и никакого отношения к католической или протестантским церквям не имеют. Тем не менее, Рождество здесь встречают с 24-го на 25-е декабря, то есть по современному григорианскому календарю.







Накануне праздника рейсовые автобусы переполнены: жители окрестных городов и сел хотят попасть в Орловку на Рождество, чтобы еще и еще раз посмотреть на обряд, главные действующие персонажи которого напоминают языческих шаманов. Спешим туда и мы. Вот уже видна на горизонте Каменная гора, что неподалеку от села. Ее происхождение на этих равнинах, в зыбкой дельте Дуная, необъяснимо.

Каменную гору уже много лет копают археологи. Она как слоеный пирог: здесь находят артефакты совершенно разных культур — от медно-каменного века до эпохи Римской империи.

…В 1967 году один из жителей Орловки выкопал в своем огороде древний бронзовый кувшин, который пролежал в земле примерно две с половиной тысячи лет. В сосуде было около ста монет — т.н. кизикинов из сплава золота и серебра. Здесь, в Придунавье, разворачивались кровопролитные сражения. Филипп II Македонский дрался со скифами, а его сын, Александр, громил гетов. Ученые предполагают, что кувшин с монетами закопал один из воинов – в надежде за ним вернуться…

НОЧЬЮ

Но вернемся в современную Орловку. В ночь перед Рождеством хозяйки на летних кухнях, набравшись терпения, крутили сармале (голубцы в виноградных листьях — то же, что на Кавказе называют долмой), домашнюю колбасу, холодец из свиных ножек и фрэптурэ — «то, что из печи», то есть жаркое. Мясные полуфабрикаты хозяйки поставили в печь перед рассветом.

В домах не выключали свет — каждая семья ждала в гости Мошула…

Орловка условно делится на две части. Вечером 24 декабря на каждой половине села собираются неженатые парни, которые отслужили в армии. Они облачаются в старую дембельскую форму: одна часть села, отдавшая долг родине на флоте, – в тельняшки, бушлаты и бескозырки, другая – в камуфляж десантников. Таким образом две команды, во главе каждой из которых стоит свой Мошул, легко различить.

Старожилы рассказывают, что до сороковых годов прошлого столетия, то есть до прихода в Бессарабию советской власти, молодые люди одевали форму румынской армии. Что было еще раньше, когда эти земли были российскими, молдавскими, турецкими, не знают даже старики. Однако, говорят, военная форма действующих лиц – атрибут обязательный.

Для каждого парня участие в рождественском празднике это – особая честь, признание его зрелости, силы, мужества.

Маски Мошулов изготавливаются местными мастерами из великолепно выделанных шкур – кроличьих и козьих. Их украшают кожаными ремешками, конским волосом, шерстяными нитями, бобами. Над головой Мошула сооружается что-то похожее на нимб — в цветах и ярких лентах. В целом маска настолько ужасна, что малые дети пугаются. Орловчане уверены, что Мошул своим отвратительным видом отпугивает злых духов.

На поясе главного персонажа укрепляются четыре увесистых колокола, какие обычно одевают на шеи пасущихся в степях быков. Когда Мошул бежит или выплясывает, он издает характерный звон.

В целом костюм Мошула достаточно увесистый. Бегать в нем всю ночь по улицам села, из дома в дом, – все равно, что совершить марш-бросок в противогазе и при оружии. Поэтому главная роль доверяется самому сильному и выносливому.

Важно, чтобы молодой человек был авторитетным и хорошо воспитанным, ибо на нем лежит ответственность за поведение своего войска (ночью выпивается немало вина).

Юноши заранее нанимают музыкантов: у каждой группы должен обязательно быть большой барабан и кларнет.

Каждая из двух «армий», в свою очередь, делится на две группы: чата маре (большая группа) и чата Мошул (группа Мошула). Первая, забегая в каждый дом, песнопениями сообщает радостную весть – родился Иисус Христос, и дает знать о скором прибытии Мошула. Вторая группа во главе с самим Мошулом на каждом подворье поет хором колядки на молдавском языке.

Старожилы утверждают, что когда-то обрядовых песен было около сотни, на все случаи жизни. До наших дней дошел лишь десяток: колядки «на хозяина», «на подворье», «на девочку и девицу», «на мальчика», юношу, «оленя» (молодого человека в рассвете сил), «на примаря» (сельского голову) и несколько других.

В благодарность каждый хозяин одаривает отряд Мошула деньгами, а хозяйка — калачом, который нанизывается на длинный шест. Задача первая: надо превзойти «конкурирующую фирму», которая колядует на другой половине села, по количеству собранных калачей.

В Орловке существует поверье: если во двор не зайдет Мошул, это дурной знак — жди в наступающем году несчастий.

Мошул и его воинство особенно любит колядовать в домах, где живут молодожены: молодой супруг, который впервые встречает Рождество в качестве хозяина, очень щедр. Также хлебосольны семьи, в которых появился первенец, – они не скупясь одаривают колядующих деньгами, угощают их домашним вином.

УТРОМ

…Но вот бессонная ночь осталась позади. Утро. В центр села стягивается народ. Каждый уже отметил праздник стаканчиком вина и закусил вынутыми из печи сармале. Настроение приподнятое. Слышны звуки кларнетов и барабаны – Мошулы на подходе. В какой-то доисторической пляске шаманов, откидывая корпус назад, они активно двигают бедрами, звенят своими колоколами на поясах. Воины неистово лупят о землю мачуками – двухметровыми дубинами из туго связанной рогозы. Мачуками колошматят калитки, дороги и тротуары: так прогоняют из села нечистую силу.

Орловчане прогоняли злых духов всегда, даже во времена победившего атеизма. Рассказывают, что каждый год в декабре председателя местной парторганизации вызывали на бюро райкома КПСС и требовали любыми способами пресечь «массовые бесчинства». Но, увы: Мошул приходил колядовать и к секретарю парткома тоже — традиция есть традиция. За нее каждый год главный коммунист села получал выговор по партийной линии. Правда, партбилета за странный обычай никого не лишили:

«Этот удар надо было выдержать! – рассказывает Николай Ангеловский, экс-председатель Ренийского районного совета, в молодые годы возглавлявший в Орловке колхоз. – Каждый год 25 декабря в хозяйстве коровы были не доены, свиньи не кормлены, механизмы не работали, а если стояли морозы, то система разморожена. Делай что хочешь: хоть тройное дежурство организовывай, все равно на производстве будет ЧП. Потому что все колхозники отмечают Рождество».

Что символизирует главный персонаж праздника – Мошул?

«Когда был молодым, я то же самое спрашивал у старожилов, но они не помнили его родословную. — рассказывает экс-примар Орловки Андрей Лунка. – Священники полагают, что Мошул пришел к нам со времен язычества. Версия такая: наши предки в конце декабря, когда день начинает увеличиваться, поклонялись богу Солнца. С принятием христианства языческий праздник каким-то образом «наложился» на христианскую традицию. Сейчас никто не может с точностью сказать, что значит эта маска. Но из года в год, из поколения в поколение мы повторяем то, что делали наши деды и прадеды. В Орловке народ упертый. Только благодаря этой черте характера удалось сохранить праздник в первозданном виде».

Почему Мошула сопровождают воины? На этот вопрос пытается найти ответ политолог Андрей Потылико: «Эти места необыкновенно богаты историческими событиям. Здесь, в Нижнем Подунавье, сражались воинственные фракийцы, по степям проносились бесстрашные скифы, гордые римляне, неукротимые сарматы, древние славяне. В период своего подъема Молдавское княжество нанесло сокрушительное поражение непобедимому османскому войску. Битва при озере Катлабух — Куликовская битва местного масштаба, удивившая тогда всю Европу. За эти земли Россия не одно столетие воевала с Турцией. Таким образом мы видим, что народы, с глубокой древности населявшие Нижнее Подунавье, отличались ярко выраженными воинскими качествами, имели соответствующие традиции. Поэтому я не удивляюсь, что в Орловке по сей день сохранилось такое уважительное отношение к молодому воину, такой престиж службы в армии. В данном случае в «армии» Мошула».

«Когда мы показали этот обряд на международном фестивале в Яссах (Румыния), все знатоки фольклора были просто поражены, — рассказывает Мария Катаной, уроженка села, проработавшая 10 лет начальником ренийского районного отдела культуры. – Мошул произвел настоящий фурор. «Как вам удалось такое сохранить?!», — спрашивали нас».

КУЛЬМИНАЦИЯ

…А музыка все ближе и ближе. Чата маре и чата Мошул, забегая в каждый дом, постепенно приближаются к центру села. Как у одной, так и у другой группы уже по три шеста с калачами. В девять утра вошедшие в азарт чаты пересекают условную границу, за которую не имели права переступить ночью, и бросаются колядовать на «чужой территории» с целью собрать как можно больше калачей и денег.

На головных уборах многих парней — белые цветочки. «Если в доме живет девушка, она должна одному из юношей, который ей симпатичен, подарить такое украшение, — поясняет Андрей Лунка. — У некоторых, как видите, только один цветочек, а у других на шапке целая оранжерея. Теперь видно, кто у нас первый парень на деревне!»

Еще час — и Мошулы под звуки уже удвоившегося ансамбля постепенно сходятся в центре села. Вокруг масок в хороводе стремительно несутся «телохранители», отплясывая неистово, уже из последних сил. Наконец, два хоровода соединяются в один большой, и Мошулы в дикой, доисторической пляске, сходятся друг с другом.

Предводителей поднимают на плечи, придерживая за голени, и Мошулы на глазах у всего народа преподносят друг другу подарки и шампанское. Поприветствовав друг друга и испив вина, Мошулы направляются к примару: для сельского головы – персональная колядка. Сельский голова не скупится на благодарность – и это последнее денежное вливание в бюджеты двух «армий».

После этого начинается кульминационное действие – соревнование, схватка, битва. Колядующие группы вновь поднимают своих Мошулов вверх, словно знамена, и армия наваливается на армию. Начинается неистовая давка. Жители села яростно болеют – каждый за своих.

Но вот одна из масок потеряла равновесие и низвергнута. Победившая сторона ликует!

«Не может быть в селе два лидера. Лидер должен быть один», — поясняет значение происходящего Мария Катаной.

Армии-победительнице вручается стреноженный живой барашек. Молодые люди, не теряя времени, направляются в дом, где живет Мошул-победитель, чтобы забить барашка и приготовить из него каварму: тушеное в огромном казане мясо, сильно приправленное красным горьким перцем – ардеем.

Почему жители Орловки празднуют Рождество 25 декабря?

«Этот христианский праздник всегда шел впереди Нового года, — говорит хранительница обычаев Мария Катаной. – Когда Новый год стали отмечать по новому стилю, наши предки и Рождество перевели на новый стиль, поскольку хочется в новогоднюю ночь накрывать обильный стол и кушать мясное, а не поститься».

Разумеется, священник, несущий службу в Свято-Никольском храме этого села, не приветствует то, что делают жители Орловки с 24-го на 25 декабря. Но все-таки «победить» Мошула не может никто – ни уважаемый в селе настоятель храма, ни в свое время бюро райкома партии. Жители Орловки – народ непреклонный. И потому Мошул – бессмертен.

Антонина Бондарева, специально для «Думской»






































Subscribe

  • По Дунаю.

    (Начало здесь https://landeshe.livejournal.com/1219579.html ) Показала на карте наш путь. Итак,нынешние рыбаки,оказывается,…

  • По Дунаю. На Потапово.

    Сегодня у нас празднуют «День рыбака»,по этому случаю муж спустил на воду нашу лодку(наконец-то).Он решил повозить меня по тем местам,где в 90-е…

  • О море,море!

    Унас уже 3 суток,как нет дождя ни днем,ни ночью.Поэтому солнце начало наверстывать пропущенные дни жарения людей и запекло в несколько раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments