landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Category:

Боевые машины, построенные в Одессе: железные монстры меняли ход Гражданской войны

Одесские Кулибины были известны на всю страну(Россию) — инженеры и изобретатели создавали уникальные самолеты-истребители, бронепоезда и подводные лодки. При помощи невиданных железных монстров одесского производства военные меняли ход истории и выигрывали сражения.


АВИА-АФЕРА. Первые одесские военные самолеты «Анатра-Анасаль» появились благодаря... афере 33-летнего городского банкира и мецената Артура Анатры. В 1908 году одесские фанаты воздухоплавания создали первый в российской империи аэроклуб на благотворительные взносы горожан. Влиятельный одесский банкир и промышленник Анатра также помог деньгами и был избран президентом клуба. Через два года при клубе были созданы авиашкола с военным отделением и авиамастерские, где одесские механики ремонтировали и собирали заграничные аэропланы. А еще через год «незаметно» для городской общественности изменилась и форма собственности аэроклуба — Артур Анатра приватизировал авиамастерские и школу пилотов со всем имуществом, став, наверное, первым одесским «рейдером».
Предприимчивый одессит быстро понял, какие выгоды может принести производство военных аэропланов: в 1913 году ему удалось получить госзаказ на постройку в Одессе пяти самолетов «Фарман-XVI». Себестоимость производства «Фарманов» была всего 7300 рублей. В свою очередь, государственная казна покупала аэропланы у Анатры по 8775 рублей! Немалые деньги приносило и обучение пилотированию — с гражданских и офицеров за годичный курс в авиашколе брали от 600 до 1500 рублей. К авиастроению Анатра подошел с размахом, запустив при помощи изобретателя Владимира Хиони в производство собственные модели воздушных разведчиков и бомбардировщиков «Анатра Д» и «Анатра-Анасаль». После начала Первой мировой войны банкиру удалось получить госзаказ на 759 самолетов. Однако изготовлено было всего 350 штук — революция помешала. Пробовали одесские авиастроители строить и тяжелые бомбардировщики: в 1916 году на заводе Анатры были построены уникальные двух- и трехмоторные самолеты «Анадва» и «Анатра DE». Эти самолеты превосходили лучшие модели того времени, однако в производство не пошли. К слову, одесские истребители и бомбардировщики были на вооружении как белых, так и красных. А после войны еще долго летали в составе ВВС Австрии и Чехословакии.


Памятник в Одессе(фото взяты  из инета)
БРОНЕМОНСТРЫ. В 1916-м в одесских железнодорожных мастерских началось строительство уникального бронепоезда с дизельным двигателем «Заамурец». Проект был разработан военными инженерами — подполковником Бутузовым и прапорщиками Табуре и Кальчицким. Бронепоезд был настоящей мобильной крепостью — его оснащали двумя крупнокалиберными автоматическими пушками системы Норденфельда калибра 57 мм и несколькими пулеметами, а толщина брони составляла 12—16 мм. «Заамурец» развивал скорость в 45 км/час, легко преодолевал крутые подъемы и мог вести прицельную стрельбу на ходу. Он был прекрасно звукоизолирован и утеплен. Одесский «Заамурец» попал на фронт в 1916 году. И в процессе Гражданской войны переходил из рук в руки и менял названия: в 1917 и 1918 годах красные стреляли по гайдамакам и белым, в 1918 году его захватили белочехи, которые пробивались на Дальний Восток. Чехи переименовали бронепоезд в «Орлика» и проехали на нем через всю Сибирь. Машина до 1930 года успела послужить китайцам и японцам. Следы одесского бронепоезда затерялись в Китае.

Фото из интернета
«Заамурец» в процессе войны неоднократно переоборудовался — ему добавили два орудия, а также увеличили количество пулеметов. Стрельбу из бронепоезда корректировали при помощи перископов. Следы одесской машины затерялись в Китае

Бронепоезд чехо-словаков "ORLIK" (бывший БП "Хунхуз" №3) вместе с МБВ "Заамурец". 
 Фото из Интернета.
Одесская подводная лодка: с виду — как пивная банка, но стала боевой. Задолго до летающих бомбрадировщиков и бронепоездов 4 мая 1877 года в Одессе была построена первая российская подводная лодка. Субмарину создал бывший российский военный моряк, одессит польского происхождения Степан Карлович Джевецкий.

Фото из интернета

. Подлодка была похожа на пивную бочку — ее корпус и «начинку» за несколько месяцев склепали на механическом заводе Гулье Бланшара. Несмотря на неказистый внешний вид, первая отечественная субмарина оказалась жизнеспособной — в 1878 году изобретатель лично опробовал ее на ходу в Одесской гавани. Аппарат Джевецкого мог погружаться на глубину 14 метров, однако запаса воздуха хватало лишь на 20 минут. Вскоре изобретатель получил заказ на создание боевых подлодок.
После высочайшего "смотра" Военное ведомство заказало для обороны крепостных рейдов 50 подводных лодок Джевецкого. Это была первая в мире крупносерийная постройка. К лету 1881 г. постройку завершили, а в августе Джевецкий провел успешное испытание лодки в Невской губе, взорвав стоящее на якоре судно. Потом 32 лодки отправили по железной дороге в Одессу для обороны рейдов черноморских портов (Очаков, Одесса, Севастополь и т.д.).
Автор: Сибирцев Александр
Tags: Одесса
Subscribe

  • Унылая пора

    Вчера была в Одессе.У нас дожди.Очень редко езжу автобусом,а тут надо.2 сумки на плечах(с гостинцами для детей и внучки),в руке зонт-в 6 утра…

  • Из истории моего края

    Как представителей разных национальностей объединяло одно дело. Интересно знать: колокола главного храма Молдовы – “Made in Izmail”…

  • Старина всегда интересна

    Писать не о чем.Занята дачей и переработкой овощей к зиме.Как я это делаю,100раз писала и показывала. Поэтому ткнула пальцем в архив на сегодняшнее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments