landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Незалежный терминал

А теперь о самом газовом терминале в порту Южный, который судя по бурному началу этой истории обещает стать еще большей авантюрой, чем предыдущий - нефтяной терминал в том же Южном, с которым украинская власть до сих пор не знает, что делать.

В понедельник, 26 ноября, в Коминтерновском районе Одесской области, вблизи порта Южный стартовало строительство терминала по переработке импортного сжиженного газа. То, о чем с придыханием и нездоровым блеском в глазах говорил несколько месяцев назад Петр Порошенко, один из лидеров так называемой «помаранчевой революции», а ныне министр экономического развития и торговли Украины и то, что специалисты считают полной авантюрой, свершилось по мановению руки «самого» Николая Азарова.
Всего несколькими днями ранее заместитель председателя Одесской областной государственной администрации по вопросам ЖКХ Александр Малин заявил:
Цитата: Александр Малин, заместитель председателя одесской областной государственной администрации по вопросам ЖКХ/
"Сегодня закончен процесс проектирования. И я надеюсь, что 26 ноября мы благополучно начнем процедуру строительства этого очень важного для нашей страны объекта. Его реализация позволит ослабить кольцо, которое сжимается вокруг Украины в энергосфере и снизить энергозависимость государства". 
За кадром: 
Итак, сенсация года состоялась. И, пусть она не слишком заметна на фоне событий в Ливии и Сирии, смены режима в Грузии и арабо-израильского конфликта. Важно, чтобы это событие стало для Украины в какой-то мере той самой палочкой-выручалочкой, которые так часто встречаются в русских сказках, тех, где добро обязательно побеждает зло. Но ведь это в сказках, а не в реальной жизни…
Какова же действительная, а не официально озвученная цель строительства этого терминала?
Нас усиленно убеждают в том, что осуществление такого проекта позволит обеспечить «энергетическую безопасность Украины» - именно так высказался премьер-министр н. Азаров 26 ноября, отдавая команду о начале строительства. 
СХ. Николай Янович Азаров, премьер-министр Украины.
Терминал будет способен принимать такие объёмы газа, при которых мы станем самостоятельными игроками на энергетическом рынке. Этот крупный инвестиционный проект реализуется в условиях экономического кризиса мирового и это ещё раз говорит об инвестиционный привлекательности нашей страны, о том доверии, какое инвесторы испытывают к нашей политике и государству.
За кадром: 
Думается однако, что не надо быть большим докой в вопросах энергоснабжения, чтобы понимать: энергетическая безопасность любой страны обеспечивается главным образом расширением добычи и производства собственных энергоресурсов: например увеличением добычи каменного угля – традиционно украинского топлива, освоением новых газовых месторождений на шельфе Крымского полуострова и острова Змеиный, строительством атомных электростанций, а также солнечных и ветросиловых установок. Кстати - президент Украины В. Янукович, находясь в эти же дни в арабских эмиратах, предлагал местным властям активное участие Украины в производстве и монтаже солнечных батарей и ветроэлектростанций. В этой связи возникает вопрос - а что, у нас уже нет ни солнца, ни ветра? И мы можем работать только на чужом газе?
Весьма сомнительным выглядит объяснение Владислава Каськива – кстати, еще одного закоперщика оранжевого мятежа 2004 года, а ныне руководителя государственного агентства по управлению инвестициями и национальными проектами, о том, что вложив лишь 7% от общей стоимости проекта, Украина получит порядка 30% акций новой газопередающей системы. 
Что-то уж очень не верится, что наши западные партнёры разучились считать: эта сделка скорее напоминает пирамиду МММ, чем обоснованные экономические решения. Тем более, что один из участников инвестирования этого проекта – Испания - сама находится на грани дефолта и выбытия из Евросоюза. Ну, а Штаты,- те своей выгоды никогда не упустят, можно не сомневаться: подтверждением этого служит вся их история. 
Да, «хороших» партнеров подобрали для финансирования этого сомнительного проекта, нечего сказать!
И кто же будет поставлять нам сжиженный газ, и, что не менее важно, каким путем? Здесь ситуация не более прозрачна, нежели в вопросах строительства.
Всего несколько месяцев назад глава Азербайджана Ильхам Алиев откровенно «продинамил» наше руководство с продажей этого самого газа. Внешне это выглядело так: Виктор Янукович обратился лично и непосредственно к руководителю Азербайджана с просьбой поставлять в Украину по 5 млрд кубометров сжиженного газа в год. И (что самое неприятное) поспешил заверить нас, будто тот – согласился. Прошли недели, месяцы, но, как поется в известной песне Ваенги: «А вокруг - тишина». 
Позже наши политологи утверждали, будто против Украины сработали сразу два обстоятельства. Во-первых, подобные предложения не делаются вот так, с «кондачка»: тема должна быть обсуждена поэтапно на разных уровнях. Но не это главное. Украине, якобы, сделали серьезный упрек за продажу оружия и боеприпасов Армении, с которой у Азербайджана продолжается военный конфликт по вопросу нагорного Карабаха. Практически одно государство кавказского региона не может запретить Украине продажу вооружений другому государству – соседу, ибо на это не было никаких международных санкций. Но уж и вы, ребята на наш газ не рассчитывайте! 
 И что же кардинально поменялось в наших отношениях за этот период? А ничего! 
Ну, да бог с ним, с этим Азербайджаном: ведь среди прочих поставщиков были названы Египет и Алжир, Нигерия и Катар, и даже Туркменистан. Участие последнего с точки зрения здравого смысла особенно интересно: каким же это путем, минуя российские газотранспортные системы, туркменский газ попадает в Украину? Не иначе – воздушно – капельным!
И, вообще, как можно рассчитывать на регулярную многолетнюю поставку стратегического товара из регионов, которые постоянно лихорадит войнами и перманентными революциями, где режимы сменяют друг дружку буквально с космической скоростью? Прямо какая-то мазохистская черта у наших «керманычей»: лезть туда, где все рушится, - будь то Евросоюз, болонская система образования, либо арабские государства с их непредсказуемым будущем. 
Но и это еще не все странности. Как было заявлено, на первом этапе мощность терминала по приёмке сжиженного газа составит 5 млрд. куб. в год, увеличиваясь в дальнейшем до 10, а затем и 13 миллиардов. В общем-то, нормальные объемы для транспортировки по трубопроводу. Но мало кто знает (за исключением узкого круга специалистов), что морские транспортные суда-газовозы, в отличие от танкеров, перевозящих нефть, имеются у судовладельцев в ограниченном количестве.
Цитата: Валерий Андреевич Войниченко, эксперт в области фрахта судов.
- Сегодня мировой флот судов по перевозке сжиженного природного газа выглядит следующим образом. в его составе небольшие газовозы (объемом до 40 тысяч кубических метров) составляют 22 единицы, от 60 до 100 тысяч кубов – всего 14 судов, а крупные специализированные суда объемом свыше 100 тысяч кубов – 336 единиц.
 Кроме того, судовладельцами заказано и строится еще 76 газовозов повышенной емкости. Однако это вовсе не означает, что они простаивают и ждут фрахта на перевозку скрапленного газа в Украину: флот этот загружен, что называется «под полную завязку», причем на ряд лет вперед, а нам нужно думать о строительстве собственного флота для этих целей».
За кадром:
Кстати, Турция на сегодняшний день дала согласие на проводку через Босфор всего 40 судов со сжиженным газом для Украины в месяц, что значительно меньше даже самого минимального объёма поставок. Следует помнить, что любая катастрофа, авария, любое ЧП в зоне пролива Босфор приведёт к немедленному запрету дальнейшей транспортировки газа. Мы неоднократно убеждались, как ревностно это государство относится к перевозке водным путем по своей территории различных опасных грузов. Это в разные периоды касалось прохода советских танкеров с нефтью и химовозов, транспортировки нашего авианосного крейсера «варяг», проданного Китаю и т.д. Да и будь нынешний проект реализован, то основным типом судов, курсирующих через Босфор в обоих направлениях, станут как раз эти суда - газовозы. Так что согласие Турции, кстати, участвующей на сегодняшний день в других международных проектах транспортировки газа–весьма сомнительно. Во всяком случае, обойдется оно Украине очень недешево. 
А если пофантазировать и предположить, что будут построены новые газовозы грузоподъемностью, скажем, 100 тысяч тонн, то и в этом случае на украинском направлении будут в постоянно заняты сотни таких судов. Кто их построит, за чьи средства и как это скажется на окончательной стоимости газа для страны – потребителя? Ведь Украина за двадцать с лишним лет своего существования не построила для своих нужд ни одного приличного морского судна, не говоря уже о газовозах. 
Пойдём дальше: пусть даже не анонсированные сегодня объёмы, а какая-то их часть будет реализована. Можно ли считать это «энергетической безопасностью Украины»? Конечно, нет.
Ибо каждая хозяйка знает, что если она одалживает 100 гривен у Марьи Петровны, для того чтобы отдать более старый долг Софье Николаевне, то никакой финансовой безопасности при этом семья не обретает. Так и в нашем примере: газ был и остаётся чужим, так что же мы выигрываем? Если верить тому же Владиславу Каськиву, то где-то 100 долларов на каждой 1000 кубометров по сравнению с газом, покупаемым у России. 
Цитата: Владислав Каськив, руководитель государственного агентства по управлению инвестициями и национальными проектами.
Разницу вы сами можете оценить, она ощутима. Это 110 долларов за 1000 кубометров. У нас будет не политическая цена нашей свободы и независимости, а нормальная рыночная цена, сбалансированная.
За кадром: 
Достаточно ли этого для того, чтобы идти на серьёзные капиталовложения, подвергать опасности экологическую ситуацию в одесском регионе и продлевать ту неопределённость, которая существует сегодня? Кто гарантирует нам бесперебойные поставки этого газа на протяжении тех десятилетий, что должна функционировать новая инфраструктура? Да никто! Потому что одному только богу известно как уже завтра сложатся дела у наших новоявленных газовых партнеров. И не потратим ли мы значительно больше на все транспортные и технологические операции значительно больше денег, чем те саамы 80 долларов? Не говоря уже о том, что ожидаемая цена на российский газ в случае более вменяемой позиции Украины в отношении ей же выгодной экономической интеграции с Россией, обещает быть в разы меньше нынешней. 
А ведь на подобных затеях мы однажды уже обожглись, и крепко! Точно под такими же насквозь политизированными лозунгами обеспечения энергетической независимости от России, в начале 90-х годов Украина ввязалась в строительство нефтепровода Одесса-Броды. «Вбухали» в это заведомо бесперспективное мероприятия почти полмиллиарда долларов, и сегодня вся эта многокилометровая конструкция ржавеет и неизбежно превращается в металлолом. А ведь еще августе 1998 года тогдашний премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко, посещая строительство нефтепровода, задал вопрос: «а какую нефть мы собираемся перекачивать по этой трубе?». К сожалению, и вопрос этот не был услышан, и ответа на него не последовало. Сегодняшняя ситуация воспроизводит предыдущую буквально в деталях. Все тот же порт южный. Все та же импортная труба. И конец у этого украинского «дежа вю», скорее всего, будет точно таким же. Потому что политика хороша лишь тогда, когда она сообразуется с интересами экономики. Но когда экономику бездумно приносят в жертву непомерным политическим амбициям - получаются те же грабли, на которые мы однажды уже наступили. Неужели история действительно учит только тому, что она ничему не учит?
Е.Ананьев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments