landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

От лодки к Интерлихтеру и...опять к лодке

 

Когда-то,250 лет назад,в плавнях устья Дуная появились первые поселенцы, в основном староверы,бежавшие от преследований русской  православной  церкви.Со временем на этом месте появилось селение Липованское,ставшее затем посадом ВилковЪ  ,а позже г.Вилково.Рыболовство было основным средством выживания беглецов. Обживаясь,жители начали выбивать камыш, намащивать возле своих мазанок речной ил,образуя протоки-ерики , и выращивать  на созданных своими руками грядках овощи,фрукты. Передвигаться по ерикам приходилось только на лодках,построенных мастерами-умельцами по необычной схеме,присущей только жителям этих мест.

Тяжелая судьба была у людей этого края.(Как-нибудь я расскажу об этом подробнее).Земли придунавья переходили из рук в руки. То османской империи,то России,то Молдавии,то Румынии -и всем надо было платить дань.

После Октябрьской революции придунавье уже окончательно вошло в состав России,но Румыния,воспользовавшись  слабостью обновленного государства, в 20 г.оккупировала эти земли, И так до прихода Советской власти в 40г.Вилково(как говорят местные)было под румынами.Но мирная жизнь оказалась недолгой.С началом Великой Отечественной войны румынское королевство опять оккупировало придунавье,привнеся с собой насилие и разруху до августа 1944года.

Ускоренными темпами  советы в городе начали строить  школы, детские сады ,библиотеки,больницу,поликлинику,Дворец культуры.Город разрастался и расцветал.Рыбаки  объединились сначала в артели,а ,разбогатев,организоали колхоз им. Ленина,снабжая дунайской сельдью весь Советский союз.И вот к 1990 году в маленьком городке на 13 тыс. жителей за каких-то 46 лет было построено Советской властью  6 бюджетообразующих предприятий -филиалы  рыбообрабатывющего завода,судоремонтного завода,завода прессовых узлов,ПМК-96,рыбколхоз,порт Усть-Дунайск.На заставе несли дозор пограничники,а воды советского  Дуная патрулировали катера Дунайской военно-морской  флотилии.Трудоустроены были все горожане.Но самое главное,рыбколхоз имел в своем хозяйстве 20 сейнеров,которые  ранней весной и до самой осени уходили по каналу (всем уже скандально  известному) Быстрое к берегам Кавказа и Крыма для вылова скумбрии,шпротов,хамсы ,тюльки и других морепродуктов. Провожали рыбаков всем городом с песнями и плясками

А вечерами в порт городка заходили морские пассажирские суда за вилковчанками,желающими  потратить деньги,заработанные мужьями,в Одессе.

Теплоход" Белинский" уже в Киеве

Я сама пересекала волны Черного моря  по пути в Одессу и на «Белинском»,и на «Айвазавском» ,и на «Осетии».Потом, когда  на линию Одесса –Вилково-Измаил пустили катера на подводных крыльях «Ракеты»и « Кометы», «Айвазовский» и «Осетию «перекинули на круизные путешествия «От Альп до Черного моря».Иностранных туристов  пересаживали  на речные пассажирские теплоходы  в г.Измаиле , и они следовали по Дунаю с заходом в разные зарубежные порты.Или наоборот.

пассажирский теплоход "Амур"



Несмотря на постоянное заиливание разрастался порт Усть-Дунайск. Советское Дунайское пароходство в 80-е годы представляло собой крупное комплексное предприятие, только транспортный флот которого насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. СДП обеспечивало перевозки внешнеторговых грузов страны, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного, Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы.

Сухогруз "Рахов"

В 1978- советский морской флот пополнился двумя крупнотоннажными лихтеровозами, названными в честь выдающихся коммунистов-интернационалистов: Юлиуса Фучика и Тибора Самуэли.

"Тибор Самуэли" на погрузке в порту Усть-Дунайск

  Лихтеровозная система  обладает целым рядом преимуществ по сравнению даже с такой прогрессивной системой, как контейнерная. Так, применение лихтеровозов обеспечивает чрезвычайно высокую интенсивность грузовых операций, достигающую 2000 - 2500 тонн в час, при этом разгрузка судов может осуществляться на рейде без использования причалов. Спущенные на воду баржи ( лихтеры) могут буксироваться по морю, а также сочленяться в речные караваны, которые буксиры- толкачи доставят в глубинные речные порты, расположенные вблизи промышленных центров.

Лихтеровоз "Борис Полевой" под погрузкой

В этом же году  организуется Интерлихтер  по соглашению между правительствами НРБ, ВНР, СССР и ЧССР и включает Болгарское речное пароходство, Венгерское акционерное судоходное общество, Советское Дунайское пароходство и Чехословацкое Дунайское пароходство.

 

Интерлихтер арендует у Советского Дунайского пароходства на долгосрочной основе 2 лихтеровоза: „Юлиус Фучик" и „Тибор Самуэли". Лихтеры загружаются в портах на всем протяжении судоходной части Дуная — от Измаила в СССР до Регенсбурга в ФРГ - и по расписанию буксируются в устье реки, где лихтеровозы принимают их на борт и доставляют в базовые порты различных стран. Там производится погрузка на лихтеровоз других лихтеров с грузами для речных портов придунайских стран.
Средний круговой рейсооборот лихтеровоза на линии Дунай — Индия равен 32 суток а на линии Дунай — Меконг — 46 суток. Три четверти всех грузов, перевозимых на судах Интерлихтера, отправлялись  из стран — членов СЭВ.

   Ежегодный объем перевозок составлял 11,5 – 12 млн. тонн. Суда пароходства ежегодно посещали более 150 портов различных стран мира

В порту

Теплоход ,названный в честь города «Вилково»,проходя мимо,всегда давал длинный гудок,и все горожане знали,что в стране все спокойно и нормально,все движется своим чередом.

Что еще надо для счастливой жизни?

И вот, в одно прекрасное время, все,что строилось  и развивалось ударными темпами,пропало! Исчезло! Как корова языком слизала!Пропали лихтера и другие пароходы,развалились заводы и распался колхоз.Расформировалась застава и ушел военный флот. Вылетел в трубу банк с отложенными деньгами « на смерть и на черный день».И «Вилково» перестал гудеть,попав в плен. А самое страшное –у населения пропала работа,надежда на будущее.  Оказалось,вилковчане с 91 года стали независимыми.Независимыми от всего,что помогали строить своими руками.От порта,от заводов,от сейнеров.От всего городского  бюджетообразующего. Город постепенно стал зарастать камышом,начали закрываться садики,скоро закроется больница и музыкальная школа,а там недолго и до среднеобразовательной.Оставшиеся 6 с половиной тысяч жителей вновь,как и 250 лет назад их предки,  пересели на лодки,занялись рыболовством и намащиванием грядок для выращивания фруктов и овощей.

И никто за 20 лет  из власти не побеспокоился,а как же живут сейчас вилковчане? На какие шиши? Город опять оказался в оккупации. На этот раз оккупирован независимостью и брошен ею на выживание
Tags: Зарождение г.Вилково, бурное строительство, оккупация независимостью, развал, расцвет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments