landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

"И БОЙЦУ, КАК ЗНАМЯ, РЯБЧИК НА ГРУДИ"

Оригинал взят у profe_12 в "И БОЙЦУ, КАК ЗНАМЯ, РЯБЧИК НА ГРУДИ"
_avatarbig

Российский литератор Олег Широкий вчера написал: «Валерий, меня вообще интересует феномен одесской войны. Оборона Одессы - это одно из исключений из общего правила. В первые месяцы войны Красная Армия сдавалась полками и дивизиями. Соотношение потерь за первые месяца 1 к 11 (на одного немца одиннадцать наших, конечно это феномен бегства). Дед рассказывал, как они отступали вдоль дороги, на которой стояли бесконечные колонны брошенных новеньких танков мехкорпуса и другой техники. Целеньких, с нуля. И вот в ситуации этого голимого разгрома вдруг ощетинилась Одесса. Ощетинилась реальным сопротивлением, которое удивило немцев, и это есть в мемуарах».



 Никогда не задумывались, отчего тельняшка стала элементом обмундирования элитных подразделений сухопутных войск Советского Союза?

            «Родина за нами, жябы впереди, и бойцу, как знамя, рябчик на груди», - это из одесского фольклора образца 1941 года. «Рябчиком» одесситы именуют тельняшку, являющуюся элементом национальной одежды одесского народа. Даже дама в рябчике – для Одессы отнюдь не редкость.

Так сложилось, что среди мобилизованных в Красную Армию в июле 1941 года защитников Города было много одесситов. Плюс тысячи одесситов-добровольцев, взявших в руки оружие. После прорыва фашистами Южного фронта, на кораблях Черноморского флота объявили набор добровольцев в морскую пехоту, созданную для защиты Одессы. Характерный пример: на эскадренном миноносце «Бойкий» служило 30 одесситов, и все они подали рапорты о зачислении в морскую пехоту. Множество одесских морпехов были теми самыми «парнями из нашего города».

Именно в осажденной Одессе, в нарушение армейского Устава (!), мгновенно появился обычай демонстрировать врагам наш традиционный рябчик, «чтобы жябы знали у кого здесь морская душа». Став символом героизма и несгибаемого мужества, этот обычай со временем превратился в элемент обмундирования элитных подразделений Советской Армии. Так что когда вы видите типичного одессита, который цветет и пахнет, а также хохмит, не забывайте, что под этим костюмом находится рябчик. Такими уж нас Мама родила, как поется в песне за Жемчужину у моря. В штыковые атаки, наводившие ужас на фашистов, защитники Одессы поднимались не под красными знаменами, но в расстегнутых черных бушлатах, гимнастерках или в одних рябчиках. Потому враги назвали их «черной смертью» и «полосатыми дьяволами».  В свою очередь одесситы уважительно именовали гитлеровцев «жябами» и «мамалыжниками»…  

В отличие от упомянутых Олегом бежавших или сдававшихся в плен на других фронтах, одесситы защищались от врага, превосходившего их и по численности, и по вооружению. Сколь бы ни старалась пропаганда, для миллионов красноармейцев, собранных с бескрайних просторов страны, Советская Родина была все-таки абстрактным понятием. Как сказал по этому поводу один из моих литературных героев: «Мне сугроб Сибири не роднее австралийского фикуса». Одесситы защищали не просто свой родной дом, они защищали родину. Не ту самую плакатную Родину-мать, но свою родную Маму. «Родина за нами, жябы впереди…».

То, что впитанная с материнским молоком любовь одессита к Городу сродни патологии – еще мягко сказано.

У россиян есть матушка-Россия.

У украинцев есть ненька-Украина.

У одесситов есть Одесса-мама.

И этим все сказано.




Tags: Одесса, оборона, одесситы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments