landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Несекретные секреты южной таможни

- Я слышал, сегодня таможня наконец заработала!

- Я слышал, она и раньше неплохо зарабатывала…

(Из разговора двух импортёров)

Южную таможню по праву можно назвать золотыми воротами Украины. От того, как она работает, зависит успешная работа громадного количества организаций – от импортёров и брокеров до гигантов вроде Одесского и Ильичёвского портов. А это – налоги, рабочие места… Наконец – и не в последнюю очередь – это цены на прилавках украинских магазинов и рынков, ведь товары, которые мы там покупаем, тоже попадают в нашу страну через Южную таможню. Поэтому – ворота.

А золотые потому, что Южная таможня – это ещё и огромные деньги. В 2011 году таможенники перечислили в государственный бюджет 10 миллиардов гривен. Для сравнения, налоговые поступления со всей Одесской области составили только 9 миллиардов гривен. То есть за счёт таможенных платежей в бюджет поступает больше средств, чем от всех налогоплательщиков региона вместе взятых. Вовсе не удивительно, что находятся люди, пытающиеся перенаправить часть этих денежных потоков в собственный карман. Некоторые из них в этом особенно преуспевают.

По-модному


В январе 2011 года в обиходе людей, связанных с Южной таможней, появилось словосочетание «модные брокеры». Речь идёт, например, о компаниях «Вега-логистикс» и «Дельта-си». «Модные» специализировались на т. н. товарах группы «А», которые ещё называют товарами народного потребления: одежда, обувь, игрушки, посуда, сумки, канцтовары, бытовые электротовары, сувениры, бижутерия, мебель и прочее.

«Модными» эти компании прозвали за широчайшие возможности по проведению через таможню практически любых грузов без всяких проблем. Предприниматели, работавшие с «модными», могли не предоставлять всего пакета документов, необходимых для таможенного оформления обычным компаниям, их грузы почти никогда не подвергались досмотру – так что контрабандные и другие спорные грузы также обычно проходили таможенную очистку через «модных». Короче, любой каприз – но, разумеется, за ваши деньги.

«Модный» прайс-лист. В левой колонке - платежи в бюджет. В правой - то, что брали с предпринимателей «модные»

«Допустим, платежи в бюджет за контейнер с игрушками составляли 24 тысячи гривен. Предприниматель отдавал «модным» 9 тысяч долларов. То есть две трети этой суммы оседало в их карманах», - рассказывает руководитель рабочей группы общественного совета при Южной таможне Галина Вдовина. Эти суммы несравнимы с тем, во что обходились услуги обычных брокеров: по словам импортёров, «навар», который клали себе в карман «модные», мог в 10 раз превышать тарифы других компаний.

И только так

Впрочем, как говорит Галина Вдовина, вскоре после появления «модных» обычные брокеры на Южной таможне практически перевелись – по крайней мере, что касается пресловутой группы «А». Причина проста: растаможить груз этой категории в обход «модных» стало практически невозможно. Предпринимателей, желающих работать честно, терроризировали многочисленными придирками, чиновники по формальным поводам возвращали (а иногда и просто «теряли») документы. Ещё один вариант – груз могли отправить в лабораторию на взятие проб или в отдел тарифов на экспертизу по поводу уточнения таможенной стоимости… В результате груз мог застрять в порту на несколько дней, недель и даже месяцев. А ведь каждые сутки простоя весьма ощутимо бьют по карману предпринимателей!

«Письмо счастья» от «модных» брокеров

Фактически импортёрам «нарисовали» очень простую дилемму: или плати «модным» втридорога и ввози в страну что угодно без проблем – или откажись от идеи ввезти что-либо вообще.

И предприниматели платили. А избыточные затраты возмещали единственно возможным для них способом - повышением цены. В итоге, всякий раз покупая импортный товар в магазине или на рынке, потребители из своего кармана оплачивали «модные схемы».

«Мы часто наталкиваемся на непонимание населения: мол, так и нужно импортёрам, заполонили всё китайским товаром. На самом деле в группу «А» входит сырьё, ткань, которую не производят в Украине, - разъясняет Галина Вдовина. - Такие действия таможни уничтожают в первую очередь собственное производство. Нужно помогать развиваться производству, но необходимо завозить сырьё, и не дай бог с этим сырьём столкнуться на Южной таможне! Ткань и фурнитура стояли месяцами, а если выходили уже на рынок, то становились такими «золотыми», что легче уже было всё сжечь, чем дальше реализовать».

Доходило до смешного: предпринимателям оказывалось выгоднее ввести через румынскую Констанцу или Клайпеду, а затем растаможить в Киеве, где «модных» нет. Наверняка румынские портовики были сердечно признательны одесским таможенникам, облегчивших им конкуренцию с Одесским портом!

Но когда стал падать грузопоток, таможенники закрыли все границы с Польшей, Румынией и Турцией для товара китайского производства: грузы просто стояли по 1,5-2 месяца без всякого объяснения причин. «А затем все эти фуры согнали в Ильичёвск и в Одессу, где «модные» их благополучно растаможили по своим тарифам», - рассказывает Галина Вдовина.

Фактически вся работа Южной таможни была построена вокруг «модных» и их схем. Однако предприниматели утверждают: главный вопрос не в самих «модных», а в руководителях таможенных ведомств, допустивших таможенный беспредел. «Два человека, которые собирали «кассу», - это Бойченко и её заместитель Вячеслав Стецюк, который и разработал всю схему», - рассказал ТАЙМЕРУ председатель профсоюза экспедиторов Виктор Берестенко. Что же касается самих «модных», то их связывают с нардепом и бизнесменом Юрием Иванющенко.

Времена меняются...

Господство «модных» казалось непоколебимым. Но внезапно ситуация начала меняться. В первых числах 2012 года Татьяна Бойченко покинула пост начальника Южной таможни. Вместе с ней ушёл и Вячеслав Стецюк (впрочем, он вскоре вернулся и сейчас занимает пост первого заместителя начальника уже при новом руководителе, Александре Вдовиченко), а также ряд других высокопоставленных сотрудников ведомства. Позже выяснилось, что Татьяна Бойченко фигурирует в материалах расследования, которое ведёт следственное управление Государственной налоговой службы. Выдержка из материалов дела, опубликованная Цензор.net, весьма полно излагает суть «модной» схемы.

Татьяна Бойченко

«Для реалізації своєї злочинної мети ОСОБА_5 вступив у попередню змову з начальником Південної митниці ОСОБА_4, а також з невстановленими слідством службовими особами Державної митної служби України. <…> Вказаними особами попередньо обумовлено, що працівники митних органів вчиняють перепони підприємствам-імпортерам під час митного оформлення товарів, шляхом витребування додаткових документів, проводять митне оформлення в максимально довгі строки, визначають митну вартість на підставі методу за ціною угоди щодо ідентичних товарів та розраховують її за максимальним тарифом».

ОСОБА_4 и есть Татьяна Бойченко. А ОСОБА_5, судя по всему, имеет непосредственное отношение к «модным». А 1 марта «модные» прекратили работу и стали возвращать своим клиентам документы.

Ходят слухи, что происходящее – следствие передела сфер влияния в высших эшелонах власти. К примеру, уже упоминавшийся выше нардеп Юрий Иванющенко внезапнопокинул Украину

... но легче не становится!

Факт остаётся фактом: «модные» не работают. Но предпринимателям не суждено вздохнуть с облегчением. Убрав «дань» брокерам-коррупционерам, государство до небесвзвинтило легальные платежи путём необоснованного, по словам импортёров, завышения таможенной стоимости ввозимых товаров.

«Цены поднялись до такой степени, что мы бьёмся в конвульсиях, каждую свою цену мы отбиваем с истериками», - говорит Галина Вдовина.

По словам импортёров, цены по некоторым категориям товаров повысились во много раз. При этом доказать, что товар приобретался именно по той стоимости, которую указывает предприниматель, практически невозможно: таможенные чиновники значительно увеличили количество документов, которые требуются для этого. «Они дошли до такого маразма, что требуют первичную бухгалтерскую документацию страны-отправителя», - рассказывает Галина Вдовина. Виктор Берестенко также подтверждает: «модные» ушли, но работать невозможно. «Со 2 по 3 марта всего один контейнер оформился и выехал в режиме импорта из Одесского порта!» - отмечает он.

Собеседники ТАЙМЕРА расходятся в оценках того, что именно происходит на Южной таможне сейчас. Так, Виктор Берестенко полагает, что, взвинчивая платежи, таможенные чиновники пытаются скомпенсировать уменьшившийся грузопоток и сохранить прежний уровень платежей в бюджет.

«Деятельность «модных» привела к тому, что ушёл грузопоток, субъекты ВЭД практически перестали заниматься импортом. Когда пришло осознание того, что уже не у кого «отжимать», стали пытаться выйти из ситуации: «блатных» ликвидировали, а всем импортёрам завысили тарифы», - считает он.

Галина Вдовина считает иначе: она не верит в то, что «модные» брокеры исчезнут. Она предполагает, что всё происходящее лишь спектакль, который призван показать, как плохо жить без «модных». И что рано или поздно «модные» вернутся, но взвинтят цены, ссылаясь на то, что работать стало сложнее. С этим мнением согласны и другие собеседники ТАЙМЕРА. По  словам импортёров, на таможне уже говорят о компаниях, которые всё-таки могут без особенных проблем «протолкнуть» через таможню товары группы «А». «Модные» просто сменили вывески, но суть осталась та же, говорят предприниматели. 

Возможно и другое объяснение: мы наблюдаем первый этап громадного перераспределения «чёрных» финансовых потоков вокруг и около Южной таможни. Поговаривают, что за всеми этими событиями стоят высокие чины СБУ, которые хотят увеличить свою долю при дележе таможенного пирога.

Определённые надежды предприниматели возлагают на новое руководство Южной таможни. Галина Вдовина и Виктор Берестенко говорят: новый начальник ведомства Александр Вдовиченко заявил, что таможня нацелена на увеличение пропускной способности и что все случаи незаконной деятельности должностных лиц таможни будут у него под личным контролем. Но излишнего оптимизма у предпринимателей нет. «Мы не спешим с выводами, потому что Бойченко нам тоже обещала многое», - говорит Галина Вдовина.

С 28 февраля во всех пунктах пропуска Южной таможни работает комиссия по проверке деятельности предыдущего руководства. Что дальше ждать – неизвестно. Как говорится, продолжение следует...

Юрий Ткачёв
http://timer.od.ua/statji/nesekretnie_sekreti_yujnoy_tamojni_468.html


Tags: Коррупция, таможня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments