landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

История Гагаузов


Оригинал взят у dmitri_mitioglo в История Гагаузов
История Гагаузов
Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.
Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнее огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись васcалами короля Казара. После 975 года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065 г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции, Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другимиплеменами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов.

Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов. Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз ? гагагуз ? гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. Элемент присутствия печенегов и куманов является второстепенным в формировании гагаузской народности. Выше указанная теория была выдвинута Н. Баскаковым, М. Губогло и поддержана Х. Кароглы (проф. Университета из Азербайджана), сформулирована и детально аргументирована профессором Д. Танасогло. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке.

Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380 гг.). После 1417 г. государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы
обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846 годах и поселилось в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкие колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две части: одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть обосновалась в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы.
В середине XIX в. гагаузы Буджака претерпели очередное деление их окончательно сложившейся в Южной Бессарабии этнической территории. В результате войны 1856 года (называемой Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на землинынешней румынской Добруджи.За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии (во время Второй Мировой Войны), Советского Союза. События 1917-1918 гг. отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации своей автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918 года была сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа.В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера советские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. В результате около 80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % - на территории сопредельной по Буджаку Украины.Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. 
Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел. В 1995 году в результате демократических выборов был избран первый Глава (Башкан) Гагаузии - Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его Председатель Петр Пашалы. В 1999 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал Дмитрий Кройтор, а Народное Собрание возглавил Михаил Кендигелян.В 2002 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал опять Георгий Табунщик, а в 2006 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал Михаил Формузал. Первый и единственный Президент непризнанной Гагаузской Республики Степан Топал (1991-1995гг.).

(мое дополнение) Но на территории Украины остались 40 тыс. гагаузов, оказавшихся  "нацменами", по сути, в собственных домах. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами"и 
восхвалять немецко-фашистских пособников Бандеру и Шухевича.
Гагаузский танец
http://www.youtube.com/watch?v=2lFMvFPKws4&feature=related
(продолжение следует...)
Tags: Гагаузы, Украина, национальное самосознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments