landeshe

Categories:

Как вилковские староверы строили себе церковь Рождества Богородицы

Куда бы старообрядцы не переселялись, первоочередной их заботой было обустройство места для совершения богослужения. Ведь недаром же они преодолевали тысячи километров от своих родных мест, пытаясь избежать преследований своего вероисповедания. 

Первыми местами для совершения молитв переселенцев стали часовни.

В селении Липованском(как изначально называлось Вилково с 1740 г.),насчитывавшем 355 жителей старообрядческого вероисповедания была построена сначала плетневая старообрядческая часовня.

А вот  позже, в посаде Вилково,как указывается в «Кишиневских епархиальных ведомостях»

«старообрядцы пос. Вилкова построили в 1812 г. во имя Покрова Пресвятая Богородицы уже камышовую часовню» .

В отличие от старообрядцев Российской империи, здесь, в приграничной полосе, староверы пользовались непозволительными для других преимуществами. Так, в ноябре 1840 г. был выдан императорский указ «О запрете колоколов в раскольнических 3 часовнях». Однако измаильский военный губернатор обращается к Николаю І с просьбой оставить колокола при старообрядческих церквях и часовнях вверенной ему губернии - двух церквях г. Измаила, при часовнях посада Вилково, селений Жебрияны, Карячков, Подковка и Муравлевка, на что получил разрешение об отсрочке принятия этого указа в Измаильском уезде .

В 1849 г. часовня в честь Покровы Пресвятой Богородицы в Вилково сгорает, после чего старообрядцы обращаются к правительству с просьбой возобновить ее. Император удовлетворил просьбу указом от 28 апреля 1850 г., в котором отмечалось «...по уважению исключительного политического положения вилковских и некрасовских раскольников, согласно предположению Бессарабского Военного Губернатора и не в пример другим раскольникам , дозволить вилковским раскольникам построить вместо сгоревшего, новый молитвенный дом, а также допустить некрасовских раскольников к производству починок в их молельнях, когда в этом встретится надобность . 

В декабре 1853 г. старообрядческая Покровская часовня вновь сгорает.Два пожара за последние четыре года довольно частое явление(камыш вспыхивает моментально), поэтому вилковчане на общей сходке решают возвести новую капитальную церковь.

После очередной русско-турецкой войны 1853-1856  по Парижскому мирному договору России пришлось отдать Турции южную  Бессарабию и устье реки Дунай. 

В 1855(уже при румынах) г. в Вилково все таки была построена старообрядческая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на месте Покровской часовни. Лес для построения церкви был привезен с о. Лети, где, с разрешения тульчинского губернатора Садык-паши старообрядцы рубили дубовую рощу. 

В 1857 г., в день Рождества Богородицы, церковь была освящена Аркадием Васлуйским первым епископом Измаильской старообрядческой епархии, которая была основана также в этом году. 

Каменная колокольня на 6 колоколов при церкви была сооружена только в 1873 г. Любой человек, въезжая в посад, в первую очередь, на расстоянии полуверсты от него, замечал белую старообрядческую колокольню, которая высоко и стройно поднималась над посадом, как бы издали свидетельствуя о торжестве старообрядчества.

Уже опять при России(после очередной крымской войны) в 1880 г. в Москве для церкви был приобретен 100-пудовый колокол, в память 25-летия царствования покойного Государя Александа II. На колоколе была выгравирована следующая надпись: «Вылит сей колокол Бессарабской области Измаильского уезда в посад Вилков к старообрядческому храму Рожества Пресвятыя Богородицы, усердием прихожан онаго вилковских христиан старообрядцев в знак сочувствия их присоединению Придунайскаго края паки к обширной богохранимой русской державе, ради победоносного российского оружия освобождении болгар от турецкаго ига и в благодарение Господу Богу за его чудесное спасение неоднократно охранявшее от злодейских покушений на драгоценную жизнь великаго нашего Монарха, Царя- Освободителя Императора Александра II, а также в память славнаго его 25-летняго царствования. 19 февраля 1880 г.» 

Сейчас возле церкви можно увидеть два колокола: один датирован 29 октябрем 1881 г.: «Лит сей колокол Благовестник к храму Рождеству Пресвятыя Богородицы в посад Вилков Бессарабской губернии в знак сочувствия присоединения их 1877 и 1887 г.  усердием прихожан христиан старообрядцев. Ярославль. П.О. Оловянникова сыновья. Вес 159 пудов 15 фунтов» 

другой г.: «пожертвовал Дубровский купец Степан Егорович Козлов, и за упокой моей супруги Ксении Феодоровны и сына моего Степана Степановича.  Колокол 1881 г. Вилково. завод С.Е.Василенко в Ростове-на-Дону»

С 1882 г. вилковские старообрядцы просят разрешения построить новую старообрядческую церковь. Необходимость в такой церкви возникла по следующим причинам.

Во-первых, вследствие естественного прироста старообрядческого населения, существующая церковь стала тесной, особенно, если принимать во внимание тот факт, что старообрядцы с особенной ревностностью посещают молитвенные и богослужебные собрания. В 1885 г. посадская управа осуществила перепись населения, по которой старообрядцев насчитывалось 2027 лиц. За 30 лет, со времени возведения старообрядческой церкви, население увеличилось почти вдвое.

Во-вторых, в 1871 г. 18 семей, которые терпели притеснения со стороны румынских властей, переселились за Гусев пролив на правый берег и учредили так называемое Ново-Вилково (современная Калимбейка), где уже в 1885 г. жило 50 семей. 

В-третьих, старообрядцы как правого, так и левого берега во время наводнений, которые довольно часто бывали на этой территории, не имели возможности посетить церковь

Невзирая на просьбу вилковских старообрядцев, Коммунального Совета Вилковской посадской Управы Бессарабский губернатор не удовлетворил требований верующих старообрядцев, мотивируя свою позицию тем, что, во-первых, сооружение церкви предусматривалось на указанной территории за счет общественной казны, это деньги не только старообрядцев, но и православных (следует отметить, что старообрядцев в Вилково проживало на 2/3 больше всего населения посада), которые живут в посаде, во-вторых, по его мнению, существенной необходимости в построении церкви не было, существующая церковь по своим размерам признавалась соответствующей количеству населения .

Церковный Совет Вилковской Рождество-Богородичной церкви обратился с заявлением в Вилковский коммунальный совет с просьбой получить разрешение на перестройку церкви, расширение и замену стен на кирпичные, потому что народонаселение Вилкова значительно увеличилось, церковь стала тесной и обветшавшей из-за местной сырой почвы и не вмещает всех прихожан . 

Это заявление разбирали на заседании Вилковского коммунального совета в конце ноября 1886 г. В нем, в частности, указывалось, что за тридцатилетний срок существования церкви население города увеличилось вдвое, в результате чего на более чем 40 прихожан приходилась 1 квадратная сажень пространства церкви; отмечалось, что старообрядцы регулярно посещают церковные богослужения, во время которых зажигается большое количество свеч и лампад, что приводит к опасности пожара, принимая во внимание материал, из которого изготовлена церковь дерево и легковоспламеняющийся камыш; также при богослужении, особенно в большие праздники, при незначительной высоте церковных стен, создается такая сильная теснота и духота, в результате чего многие женщины и дети падают в обморок. Поэтому Коммунальный совет, признавая необходимость расширения церкви возведением новых стен на каменном фундаменте, постановил внести в смету Вилковской управы на 1887 г. статью расходов на сумму 5000 руб. для выплаты архитектору за составление сметы и плана переоборудования Вилковской Рождественской церкви и для покупки кирпича и камня . Этот протокол был направлен Бессарабскому губернатору через измаильского уездного исправника на рассмотрение. Ответ был вновь-таки не обнадеживающим.

Но вилковские старообрядцы не сдаются - направляют просьбу непосредственно Бессарабскому губернатору, где они анализируют незаконность запрещения использования вилковского общественного капитала на основе того, что большая его часть, которая образуется от рыбного сбора, собрана из старообрядцев, которых в посаде насчитывается 2000 лиц, а меньшая - от православных, . Согласно смете Управы за 1887 г. из общественных средств было выделено 2340 руб. на церковно-приходские нужды православных, а нужды старообрядцев не брались во внимание. Старообрядцы просили при невозможности воспользоваться общественными средствами, позволить им расширить и перестроить церковь за собственные средства ( от доброхотных взносов старообрядческого населения ), а также создать комиссию, которая бы на месте оценила ситуацию (желательно в праздник или в воскресенье) и составила акт о том, насколько существующая церковь крепка и может ли она вместить 2000 лиц без опасности для их здоровья. Такая комиссия во главе с губернским инженером, прибывшая летом 1887 г. в п. Вилково, признала необходимость перестройки Рождество-Богородичной церкви, которая устарела и была слишком малой. После чего 10 июля 1888 г. Вилковский коммунальный совет принимает постановление: уполномочить примаря К.Новикова вместе с П.Гончаровым отправиться в г. Кишинев и лично просить Бессарабского губернатора обратить милостивое внимание на крайнюю тесноту Вилковской Рождество-Богородичной церкви, что пришла в старость, взвесить вопиющую религиозную потребность вилковского старообрядческого общества и разрешить возобновить местную Рождество-Богородичную церковь, с расширением помещения, но без излишнего общего наружного вида строения, как того требует буква закона, и с отнесением расходов по переустройству церкви на счет сумм от рыбного сбора, собираемых кассой посадской управы, из которой ежегодно покрываются нужды Вилковской общины.

«Надеемся, что Комунальный Совет обратит свое благосклонное внимание к таковому доброму пожеланию своих сограждан и возможно скорее, даже телеграммой донесть выше изложенное на разсмотрение и утверждение Его Превосходительству Г.Бессарабскому Губернатору. Декабря 24 дня, 1893 года, п.вилков. Жители посада Вилкова

: Тарас Кузьмин, Феодор Куцов, Иван Галкин, Аристарх Делюков, Михей Золотарев, Тимофей Сухов, Игнат Сталенов, Евтей Поляков, Григорий Куцов, Григорий Сталенов, Константин Бирюков, Алексей Чернов, Астахий Рыльской, Спиридон Авдеев, Елесей Сталенов, Елесий Кирснов, Митрофан Сивизин, Никифор Унгуров, Давыд Полянцев, Исак Младенцев, Федор Ереков, Никола Суслов, Сергей Обоянцев, Иван Виноградов, Яков Сталенов, Данил Сталенов, Леон Кабанов, Ерофей Москвичев, Тарас Мишурнов, Панкрат Изотов, Семен Изотов, Феоктист Заикин, Сергей Сивизин, Яков Сталенов, Софрон Марченков, Иван Григорьев, Сидор Чернышов, Филип Дурасов, Осип Авсяников, Данил Смазнов, Никита Корнив, Петрикей Ушанов, Федор Ушанов, Евлапий Младенцев, Трофим Ковалев, Тит Сивчив, Калина Смирнов, Иван Гарашев, Иван Авсяников, Кандрат Мелентиив, Василий Дияков, Григорий Бушинкин, Григорий Корпосов, Федор Виноградов, Абрам Симибранив, Иван Смазнов, Амильян Виноградов, Аникифор Унгов, Василий Глебов, Петр Силаков, Никита Кутаев, Прокофий Касьянов, Иван Кагурлуйский, Куприян Сталиново, Гаврила Кузьмин, Михаил Рысиков, Иван Изотов, Кандрат Лысов, Евсей Гангяров, Иван Гарбачов, Аким Гарбачов, Сафон Ериков, Тарас Кудрявцев, Абакум Изотов, Викол Семибратнев, Дорофей Бушинков, Логин Поляков, Филимон Поляков, Фекдор Авдеив, Ефим Сухов, Лаврен Дурасов, Василий Дурасов, Кузьма Нестыров, Андрон Захаров, Федор Семибратнив, Леон Голубов, Амос Галкин, Осип Ершов, Авдей Кабанов, Амбросий Воробьев, Иван Горохов, Симен Поляков, Аврам Косов, Аким Горохов, Емельян Маринов...»  

Вопрос о дополнительном двухпроцентном сборе с рыбного промысла рассматривался в июле 1894 г., однако данное предложение не все поддержали, возражения высказывались, преимущественно, со стороны православного населения. 

 В результате, лишь в 1897 г. старообрядцами Вилково самостоятельно  была капитально отремонтирована и расширена Рождественская церковь. 

  Для старообрядцев было легче отбыть наказание, заплатить штраф, чем остаться без места исполнения религиозных потребностей, своей святыни церкви. Если бы старообрядцы ожидали разрешения, то их церковь просто бы развалилась у них на глазах. 

 При Рождество-Богородичной церкви Вилкова существовало старообрядческое церковноприходское училище, которое ассигновалось из местной коммунальной кассы. В училище учились исключительно лица мужского пола. Книги для учебы покупались родителями учеников, которые были в основном дорогостоящими (например, Псалтырь стоил 10 руб. 50 коп., Часовник 8 руб. 25 коп.), существовала и своя библиотека при училище, книги для которой пересылали из Москвы (например, в 1910 г. по заказу заведующего училища Ф. Мясникова был прислан учебник по закону Божию о. Григория Карабиновича (част. І-ІІ), а в 1911 г. - Азбука певчая М. Озорнова). 

Судьба рассматриваемого храма была нелегкой и в годы советской власти. 

В сентябре 1962 г. по официальному распоряжению государственной власти Рождественская церковь была закрыта. В помещении церкви сначала был склад РыбКООПа, позже пытались открыть детскую площадку. 

В феврале 1980 г. основная часть церкви сгорает.

 Через 10 лет, в 1990 г., группа прихожан обращается в местную власть с просьбой возобновить церковь, в итоге храм был отстроен на старом(родном) фундаменте по старым фотографиям и открыт 12 сентября 1993 г.,работает беспрестанно до сих пор.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded