Старообрядческое село Мирное
.Сегодня удалось уговорить мужа свернуть с трассы,за что сразу же получила нагоняй.Дороги в с.Мирное (к которому от Вилково всего 30,7км), куда я хотела попасть,нет никакой.
Гордостью староверов села является их храм , который предки возвели еще в бытность Бессарабии в 1874 году. Данную церковь построили взамен одного из первых культовых сооружений древлеправославного христианства в этих краях – плетневой часовни Свято-Покровской Божьей Матери.Но так как в Вилково,рядом у липован, уже был храм Покровы,то новую церковь решили назвать именем святой Парасковеи.
Это – объемное сооружение построено по канонам, привезенным на Русь из Византии. Двухъярусный куб храма, увенчанный одним барабаном с граненым куполом, вытянутая трапезная и трехъярусная часовня. Как во всех старообрядческих храмах Придунавья, в церкви обустроен роскошный иконостас. Но, после прокатившейся волны грабежей по старообрядческим заведениям Бессарабии в 1996-2004 году, он заметно потускнел. Из этого храма было выкрадено 56 древних икон, 3 Евангелия, одно из которых было в серебряном киоте, чашу, серебряную ложицу и 2 евхаристических сосуда.
Церковь преподобной Парасковеи строили члены общины. Здесь староверы считались непревзойденными плотниками.(Сначала купола были деревянными с резными узорами). Но когда в 1898 году храм был расширен, церковные попечители раскольников – это еще одно прозвище староверов, были приговорены к денежному штрафу и арестованы. Причина – ряд ограничений для древлеправославных, которые действовали до «Закона о веротерпимости» 1905 года. Например, им было запрещено печатать книги, строить храмы и скиты, их браки не признавались государством, а дети носили клеймо незаконнорожденных.
Сегодня храм во имя преподобной Парасковеи Сербской считается истинной достопримечательностью Причерноморья. Многие путешественники, приезжая на отдых в Приморское, специально заезжают в Мирное, чтобы полюбоваться этим сооружением и познакомиться с культурой, законсервированной во времени, с общиной староверов.
Ну и дальше по улице к памятнику.
Современное название «Мирное» возникло на картах в 1957 г., когда Хрущев решил бороться со старыми именами. Старое название села, привычное для его жителей — Карячка — происходит от татарского Кара-Чакир-черное село,черная намытая земля. (Намытая временем на месте камышовых плавней).
В советские времена в селе находился колхоз «Дружба» — одно из передовых хозяйств района, за которым было закреплено 4,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 3 тыс. га пахотной земли, 3,2 тыс. га — орошаемой. Хозяйство специализировалось на производстве риса и яиц. Подсобные предприятия: холодильник, пилорама.В средней школе обучалось 327 учеников и работали 26 учителей. Имелись дом культуры со зрительным залом на 400 мест и стационарной киноустановкой, две библиотеки с книжным фондом 15,2 тыс. экземпляров, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, детский сад на 150 мест, комбинат бытового обслуживания населения, столовая, семь магазинов, отделение связи, сберегательная касса. За 1966—1976 гг. построены 110 жилых домов.
28 октября 2011 г. в с.Мирное Килийского района Одесской области был открыт памятник основателям села. Открытие монумента было приурочено к легендарному 190-летию переселения жителей Калужской губернии Жиздренского уезда в Бессарабский край.
В самосознании данного населения до настоящего времени существует определенная специфика: они причисляют себя и как к липованам (русским старообрядцам указанной территории)так и к русским в целом.
В этом отношении примечательным является следующая семейная быличка,зафиксированная в с. В 90-х годах 20 в.
.В 1930х годах одного из жителей села Карячка –Никона Сахроновича Масленникова(1913 г.р.) – призывали в румынскую армию, его спросили на призывном пункте, кем он считает себя по национальности:
.«Липованином», - ответил Никон Сахронович
.«Что это за народ?» – удивились чиновники
.«Липоване, - с гордостью пояснил Никон Сахронович, - это нация русей русского!»
В1806-1812 годах между Россией и Турцией проходила новая война, в результате которой ногайское население Придунавья было выселено(1807), а территория междуречья Днестра и Дуная отошла к России(1812).
С присоединением этих территорий начинается их интенсивное освоение Российской империей.По инициативе градоначальника Измаила генерала С.А.Тучкова, царское правительство и военная администрация(в частности- М.И.Кутузов) предлагает задунайским старообрядцам переселиться на льготных условиях на левый берег Дуная, обещая ряд льгот и свободу вероисповедания В результате этого возникает целый ряд компактных поселений русских староверов на левый берег Дуная.
. Среди них Некрасовка(теперь Старая Некрасовка Измаильского района),Муравлевка и др.
В это переселение пополнились уже существующие с середины ХVIII века об-щины селений Жебрияны(теперь Приморское Килийского района) и Вилково.
Кроме этого старообрядцы из-за Дуная составили значительную часть населения в городах Килия и Измаил.Эта политика продолжается и в 1820-х гг., в преддверии нового военного столкновения России с Турцией .В
конце 1821 года в Бессарабию переселяют 4280 старообрядцев из централь ных губерний Российской империи.
С этим переселением государственных крестьян связано дальнейшее развитие урочища Кара-Шикир и формирование современного населения Карячки.
Однако, вряд ли мы точно узнаем,кто именно проживал в данном урочище сразу же после выселения ногайцев.Мы можем лишь предполагать, что это были украинские и молдавские беглые крестьяне,а также казаки,которых переселили в соседнее село Дракули(Трудовое).
Оставшиеся земельные ресурсы села позволяли наделить землей еще около 40-хозяйств.Поэтому администрация Бессарабии поселяет в Карячке госу-
дарственных крестьян из с.Летеки(Латаны) Жиздренского уезда Калужской губернии.В нем приняли участие около 15 семей.
Проект памятника существовал довольно давно, но был чрезвычайно дорогостоящим. И вот к 190-летнему юбилею его решили всё-таки реализовать. Для этого проект в корне пересмотрели. Для удешевления монумента было решено отказаться от дорогостоящего цветного металла, в котором он изначально задумывался. Как отметил Владимир Прокофьевич(председатель сельхозкооператива«Дружба»), используя свои деловые связи, он связался с предприятием, которое занимается добычей гранита на Житомирщине. Об изготовлении памятника и стоимости работ удалось договориться. Далее начался поиск средств. Часть денег собрали сами сельчане. Но всё равно для них общая сумма строительства оказалась неподъёмной. Тогда на заседании правления кооператива вопрос о помощи поставил сам Тихонов. Коллектив пошёл навстречу. А потом Владимир Прокофьевич нашёл единомышленника в лице коренного бессарабца, народного депутата Украины Виталия Барвиненко, который выделил половину необходимых средств. Так идея возведения монумента отцам-основателям Мирного обрела реальные очертания.
Молодежь,встречавшаяся нам,не ведает,кто такие староверы.Они знают,что в их селе живут русские и украинцы.Русских больше.
Поэтому мы нашли только один дом старовера.
Я хотела увидеть памятник старообрядцам.Увидела.Рада,что в нашем краю не забывают свою историю.Но впечатление от села осталось гнетущим.Видно,что деньгами здесь не пахнет.Колхоз развалили. Рисовые ячейки захватили пару бывших депутатов Рады.Людям работы нет.Осталось что? Конечно,выезжать.
Что пока молодежь и делает.