Categories:

Старообрядческое село Мирное

.Сегодня удалось уговорить мужа свернуть с трассы,за что сразу же получила нагоняй.Дороги в с.Мирное (к которому от Вилково всего 30,7км), куда я хотела попасть,нет никакой.

Съехав на обочину,сначала доехали до с. Десантное,где прямо при въезде вот такое препятствие.
Съехав на обочину,сначала доехали до с. Десантное,где прямо при въезде вот такое препятствие.
Когда оказались на коллее,то чуть успокоились
Когда оказались на коллее,то чуть успокоились
Рядом поднималась не совсем густая,но пока еще зеленая озимка.
Рядом поднималась не совсем густая,но пока еще зеленая озимка.
А В Мирном уже сажали картофель.
А В Мирном уже сажали картофель.
Мы направились к старообрядческой церкви во имя преподобной Парасковеи Сербской
Мы направились к старообрядческой церкви во имя преподобной Парасковеи Сербской

Гордостью староверов села  является их храм , который  предки возвели еще в бытность  Бессарабии в 1874 году. Данную церковь построили взамен одного из первых культовых сооружений древлеправославного христианства в этих краях – плетневой часовни Свято-Покровской Божьей Матери.Но так как в Вилково,рядом у липован, уже был храм Покровы,то новую церковь решили назвать именем святой Парасковеи.

Это – объемное   сооружение  построено по канонам, привезенным на Русь из Византии. Двухъярусный куб храма, увенчанный одним барабаном с граненым куполом, вытянутая трапезная и трехъярусная часовня.  Как во всех старообрядческих храмах Придунавья, в церкви обустроен роскошный иконостас. Но, после прокатившейся волны грабежей по старообрядческим заведениям  Бессарабии в 1996-2004 году, он заметно потускнел. Из этого храма было выкрадено 56 древних икон, 3 Евангелия, одно из которых было в серебряном киоте, чашу, серебряную ложицу и 2 евхаристических сосуда.

Церковь преподобной Парасковеи строили члены общины. Здесь  староверы считались непревзойденными плотниками.(Сначала купола были деревянными с резными узорами). Но когда в 1898 году храм был расширен, церковные попечители раскольников – это еще одно прозвище староверов, были приговорены к денежному штрафу и арестованы. Причина – ряд ограничений для древлеправославных, которые действовали до «Закона о веротерпимости» 1905 года. Например, им было запрещено печатать книги, строить храмы и скиты, их браки не признавались государством, а дети носили клеймо незаконнорожденных.

Сегодня храм во имя преподобной Парасковеи Сербской считается истинной достопримечательностью Причерноморья. Многие путешественники, приезжая на отдых в Приморское, специально заезжают в Мирное, чтобы полюбоваться этим сооружением  и познакомиться с культурой, законсервированной во времени, с общиной староверов.  

Это хозяйственные пристройки во дворе храма.
Это хозяйственные пристройки во дворе храма.

Ну и дальше по улице к памятнику.

Современное название «Мирное» возникло на картах в 1957 г., когда Хрущев решил бороться со старыми именами. Старое название села, привычное для его жителей — Карячка — происходит от татарского Кара-Чакир-черное село,черная намытая земля. (Намытая временем на месте камышовых плавней).

В советские времена в селе находился колхоз «Дружба» — одно из передовых хозяйств района, за которым было закреплено 4,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 3 тыс. га пахотной земли, 3,2 тыс. га — орошаемой. Хозяйство специализировалось на производстве риса и яиц. Подсобные предприятия: холодильник, пилорама.В средней школе обучалось 327 учеников и работали 26 учителей. Имелись дом культуры со зрительным залом на 400 мест и стационарной киноустановкой, две библиотеки с книжным фондом 15,2 тыс. экземпляров, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, детский сад на 150 мест, комбинат бытового обслуживания населения, столовая, семь магазинов, отделение связи, сберегательная касса. За 1966—1976 гг. построены 110 жилых домов.

Как следует из советских документов, в 1975 году за наивысшие в районе урожаи риса (60 цнт с га на площади 400 га) и кукурузы (75 цнт с га) колхозу вручено переходящее Красное знамя ЦК Компартии Украины, Совета Министров УССР, Укрсовпрофа и ЦК ЛКСМУ. 311 передовиков колхозного производства награждены орденами и медалями СССР. Бригадир полеводов И. И. Масленников награжден двумя орденами Ленина; он был делегатом XXV съезда Компартии Украины. Ордена Ленина были удостоены агроном-овощевод А. С. Решетникова, руководитель полеводческой бригады № 2 С. И. Петухов, механизатор Ф. Ф. Маслюков; ордена Октябрьской Революции — звеньевой механизаторов В. И. Решетников.
Как следует из советских документов, в 1975 году за наивысшие в районе урожаи риса (60 цнт с га на площади 400 га) и кукурузы (75 цнт с га) колхозу вручено переходящее Красное знамя ЦК Компартии Украины, Совета Министров УССР, Укрсовпрофа и ЦК ЛКСМУ. 311 передовиков колхозного производства награждены орденами и медалями СССР. Бригадир полеводов И. И. Масленников награжден двумя орденами Ленина; он был делегатом XXV съезда Компартии Украины. Ордена Ленина были удостоены агроном-овощевод А. С. Решетникова, руководитель полеводческой бригады № 2 С. И. Петухов, механизатор Ф. Ф. Маслюков; ордена Октябрьской Революции — звеньевой механизаторов В. И. Решетников.

28 октября 2011 г. в с.Мирное Килийского района Одесской области был открыт памятник основателям села. Открытие монумента было приурочено к легендарному 190-летию переселения жителей Калужской губернии Жиздренского уезда в Бессарабский край. 

 Переселенцами в Придунавье  были русские старообрядцы, запорожские казаки, а также беглые крепостные крестьяне из Европейских губерний Российской империи. Причин этой колонизации было множество, но мотив четко прослеживается один - поиск свободы и воли. Старообрядцы бежали от преследований за свои религиозные убеждения.Крестьяне – от крепостного гнета, запорожцы - пытаясь сохранить свой уклад жизни. Представители всех этих категорий населения селились и в Кара-Шикире.
Переселенцами в Придунавье были русские старообрядцы, запорожские казаки, а также беглые крепостные крестьяне из Европейских губерний Российской империи. Причин этой колонизации было множество, но мотив четко прослеживается один - поиск свободы и воли. Старообрядцы бежали от преследований за свои религиозные убеждения.Крестьяне – от крепостного гнета, запорожцы - пытаясь сохранить свой уклад жизни. Представители всех этих категорий населения селились и в Кара-Шикире.

В самосознании данного населения до настоящего времени существует определенная специфика: они причисляют себя и как к липованам (русским старообрядцам указанной территории)так и к русским в целом.

В этом отношении примечательным является следующая семейная быличка,зафиксированная в с. В 90-х годах 20 в.

.В 1930х годах одного из жителей села Карячка –Никона Сахроновича Масленникова(1913 г.р.) – призывали в румынскую армию, его спросили на призывном пункте, кем он считает себя по национальности:

.«Липованином», - ответил Никон Сахронович

.«Что это за народ?» – удивились чиновники

.«Липоване, - с гордостью пояснил Никон Сахронович, - это нация русей русского!»

В1806-1812 годах между Россией и Турцией проходила новая война, в результате которой ногайское население Придунавья было выселено(1807), а территория междуречья Днестра и Дуная отошла к России(1812). 

С присоединением этих территорий  начинается  их  интенсивное освоение  Российской  империей.По инициативе градоначальника Измаила генерала С.А.Тучкова, царское правительство  и  военная  администрация(в частности- М.И.Кутузов) предлагает задунайским  старообрядцам  переселиться на льготных условиях на левый берег Дуная, обещая ряд льгот и свободу вероисповедания В результате этого  возникает  целый  ряд  компактных поселений  русских  староверов  на  левый берег Дуная.

. Среди них Некрасовка(теперь Старая Некрасовка Измаильского района),Муравлевка и др.

В это переселение пополнились уже существующие с середины ХVIII века об-щины  селений  Жебрияны(теперь Приморское Килийского района) и Вилково.

Кроме этого старообрядцы из-за Дуная составили значительную часть населения в городах Килия и Измаил.Эта  политика  продолжается  и  в 1820-х гг., в преддверии нового военного столкновения России с Турцией .В

конце 1821 года в Бессарабию переселяют 4280 старообрядцев из централь ных губерний Российской империи.

С этим  переселением  государственных крестьян связано дальнейшее развитие урочища  Кара-Шикир  и  формирование современного населения Карячки.

Однако, вряд ли мы точно узнаем,кто  именно  проживал  в  данном  урочище сразу же после выселения ногайцев.Мы можем лишь предполагать, что это  были  украинские  и  молдавские беглые крестьяне,а также казаки,которых переселили в соседнее село Дракули(Трудовое).

Оставшиеся земельные ресурсы села позволяли наделить землей еще около 40-хозяйств.Поэтому администрация Бессарабии  поселяет  в  Карячке  госу-

дарственных крестьян из с.Летеки(Латаны) Жиздренского уезда Калужской губернии.В нем приняли участие около 15 семей.

Проект памятника существовал довольно давно, но был чрезвычайно дорогостоящим. И вот к 190-летнему юбилею его решили всё-таки реализовать. Для этого проект в корне пересмотрели. Для удешевления монумента было решено отказаться от дорогостоящего цветного металла, в котором он изначально задумывался. Как отметил Владимир Прокофьевич(председатель сельхозкооператива«Дружба»), используя свои деловые связи, он связался с предприятием, которое занимается добычей гранита на Житомирщине. Об изготовлении памятника и стоимости работ удалось договориться. Далее начался поиск средств. Часть денег собрали сами сельчане. Но всё равно для них общая сумма строительства оказалась неподъёмной. Тогда на заседании правления кооператива вопрос о помощи поставил сам Тихонов. Коллектив пошёл навстречу. А потом Владимир Прокофьевич нашёл единомышленника в лице коренного бессарабца, народного депутата Украины Виталия Барвиненко, который выделил половину необходимых средств. Так идея возведения монумента отцам-основателям Мирного обрела реальные очертания.

Клуб(Дворец культуры в прошлом)
Клуб(Дворец культуры в прошлом)

Молодежь,встречавшаяся нам,не ведает,кто такие староверы.Они знают,что в их селе живут русские и украинцы.Русских больше.

Поэтому мы нашли только один дом старовера.

Он на своем участке высадил сад.
Он на своем участке высадил сад.
Как истинный старовер,построил дом и продолжает еще что-то строить
Как истинный старовер,построил дом и продолжает еще что-то строить
Все красиво и мощно обустроено.
Все красиво и мощно обустроено.
Как говорят местные,предпочтения в архитектуре построения домов нет ни у русских,ни украинцев.Поэтому ,где кто живет отличить нельзя.
Как говорят местные,предпочтения в архитектуре построения домов нет ни у русских,ни украинцев.Поэтому ,где кто живет отличить нельзя.
Много домов заброшенных.Вот это первый ,затем еще 2 сразу подряд. Но земля на придомовых участках перекопана.
Много домов заброшенных.Вот это первый ,затем еще 2 сразу подряд. Но земля на придомовых участках перекопана.
Есть дома ,построенные еще при румынах(1918-1940)
Есть дома ,построенные еще при румынах(1918-1940)
Есть интересные
Есть интересные
Есть советские старые и, наверное, с такими же хозяевами.
Есть советские старые и, наверное, с такими же хозяевами.
Ул.Ленина,переименованная в Большую.Вид,конечно,удручающий.
Ул.Ленина,переименованная в Большую.Вид,конечно,удручающий.
Что особенно подчеркивает выбранный государством путь.
Что особенно подчеркивает выбранный государством путь.
Вместе с автобусной остановкой и переходом.
Вместе с автобусной остановкой и переходом.
И нам пришлось  свернуть  на европейский шлях по пути к дому.
И нам пришлось свернуть на европейский шлях по пути к дому.

Я хотела увидеть памятник старообрядцам.Увидела.Рада,что в нашем краю не забывают свою историю.Но впечатление от села осталось гнетущим.Видно,что деньгами здесь не пахнет.Колхоз развалили. Рисовые ячейки захватили пару бывших депутатов Рады.Людям работы нет.Осталось что? Конечно,выезжать.

Что пока молодежь и делает.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded