landeshe

Categories:

Долгий путь в Европу

...
...

Противоречивая и зачастую враждебная политика Турции, Австро-Венгрии и Англии по отношению к России, бесконечный, упорно не желающий развязываться «балканский узел» и прочие «политические игры», вынуждали Россию сохранять на Нижнем Дунае постоянное военное присутствие в лице Дунайской военной флотилии.

Приблизительно в 1829 году в водах Нижнего Дуная появляется первое российское паровое судно «Надежда», переведённое в состав Дунайской военной флотилии из Одессы. В это время на Нижнем Дунае велись активные боевые действия (шла русско-турецкая война 1828-1829 гг.). Однако какие функции выполняло судно на Дунае, сегодня неизвестно. Скорее всего, его включили в состав транспортных судов либо оно выполняло функции буксира при наведении переправы через Дунай у осаждённой Силистрии. Вскоре судно передаётся Черноморскому флоту. В общей сложности «Надежда» прослужила 12 лет как судно, и затем ещё семь лет корпус её использовался «для перевозки тяжестей при порте Одесса». 

Примерно в то же время в составе Дунайской флотилии действовал ещё один пароход - «Лиман». Видимо, судно выполняло те же транспортные функции, что и «Надежда»: подвоз боеприпасов, продовольствия, почты, связь с портами Нижнего Дуная. В 1831 г. судно было передано Черноморскому флоту, а в 

1844 г. его окончательно разобрали. 

2 сентября 1829 г. в местечке Адрианополь был подписан русско-турецкий мирный договор, согласно которому, к России отошли устья Дуная с прилегающими островами, в том числе порт Сулина, который вскоре стал одним из важнейших пунктов дислокации кораблей Русской Дунайской военной флотилии. 

Кроме исключительно выгодного положения порта Сулина - у самого выхода в море - большую роль при выборе его как одного из основных пунктов базирования кораблей Дунайской флотилии сыграло и то, что, по свидетельству современника, «во времена русского владычества не предпринималось никаких работ для улучшения судоходных условий в устьях реки Дунай: в это время судоходство совершалось исключительно по Сулинскому рукаву. Так как естественная глубина на его морском баре самопроизвольно поддерживалась на 10-12 футах (3-3,5 метра), хотя и уменьшалась по временам до 8 и даже до 7 футов». 

В условиях дореволюционной России эксплуатация чисто пассажирских пароходов практикой была отвергнута. Оказалось, что выгоднее иметь суда, на которых в экономически оправданных количествах можно перевозить одновременно грузы и пассажиров. Одним из таких судов был товаро-пассажирский пароход «Пётр Великий». Построено судно было в 1834 г. в Лондоне на верфи «Wallis Blackwall». В Одессе пароход был осмотрен графом М. Воронцовым и адмиралом М. Лазаревым и найден ими «отличной конструкции, скорым на ходу, прекрасным во всех частях отделки» и «заслуживающим быть принятым за образец черноморских казенных пароходов». 

В 1846 г. «в виде опыта... посредством парохода «Пётр Великий» учреждается сообщение Одессы с Галацем (Румыния)». 25 июня того же года судно вышло в первый рейс. По пути оно совершило остановки в Сулине, Измаиле и Рени. Подобные рейсы выполнялись раз в две недели - ко дню прибытия в Галац австрийского парохода из Вены. 

В январе 1847 г. М. Воронцов внёс предложение о строительстве «...двух пароходов от 160 до 180 сил такого устройства, чтобы в них помещалось сколько возможно более груза всякого рода, товаров и на палубе, от 10 до 12 (человек) экипажа, и чтобы они с грузом сидели не более 9 футов (2,74 м), дабы в случае повреждения парохода «Пётр Великий» могли его заменять, проходя беспрепятственно Сулинские гирлы». 

Однако из-за происходивших в то время в Австрии революционных событий связь с Галацем прервалась. В августе 1848 г. русская линия Одесса-Галац была временно закрыта, и построенные для Дуная суда так и не увидели дунайских берегов. 

Тем не менее, перевозки на дунайской линии с каждым годом возрастали. Так, если в 1850 г. количество перевезённых пассажиров составляло 795 человек, то в 1852 г. - уже 995 человек.Стоимость перевезенных грузов составила: в 1850 г. - 115539 руб., в 1852 г. - 249907 руб. серебром. Несмотря на такой рост, пароходное сообщение между Одессой и Галацем в лучшем случае окупало только текущие расходы, но в силу значения этой линии для государства и экономики края она поддерживалась и сохранялась. 

В мае 1849 года в Одессу из Англии прибыл небольшой железный буксирный пароход «Супин», заказанный там «на предмет буксировки железной землечерпательной машины... при прочистке устьев Дуная». К сожалению, ни об устройстве, ни о дальнейшей судьбе этой дунайской «землечерпательницы» ничего не известно. А пароход «Супин» оказался удивительным долгожителем. Построенный в 1849 г., он был исключён из списков Черноморского флота (куда был передан в 1857 г.) лишь в 1907-1909 гг., т. е. проплавал свыше 50 лет! Вполне возможно, что этот пароход в 1857 г. по распоряжению Дунайской комиссии был направлен на Сулинский бар для углубления фарватера. Очередная русско-турецкая война, более известная под названием Крымской, прервала развитие русского торгового судоходства на Нижнем Дунае, но развитие парового флота не прекратилось. Ещё до войны, в 1849 году, в состав Дунайской флотилии был включён пароход «Ординарец». В отличие от прежних паровых судов «Ординарец» был настоящим военным кораблем.
Интересен такой эпизод. 11 октября 1853 года отряд Дунайской военной флотилии в составе пароходов «Прут», «Ординарец» и взятых ими на буксир по бортам восьми канонерских лодок, под командованием капитана 2 ранга Варпаховского, имея задачи перейти из Измаила в Галац, при следовании мимо турецкой крепости Исакча подвергся внезапному обстрелу её батарей. Семь человек были убиты, в том числе и командир отряда Варпаховский, и 51 человек ранен. Этот провокационный обстрел отряда судов Русской Дунайской флотилии и считается историками фактическим началом Крымской войны. 15 июня 1863 г. пароход "Ординарец" был отчислен из списков Черноморского флота (в состав которого входила и Дунайская флотилия ) и продолжал служить России в качестве торгового судна. 

В сентябре 1851 года в состав Дунайской флотилии входит заказанный в Англии (Лондон) 100-сильный буксирный пароход "Дунай". К сожалению, жизнь этого парохода оказалась очень недолгой - всего 4 года. В начале Крымской войны пароход перешёл в Севастополь, и, видимо, не имея возможности вернуться назад на Дунай, 30 августа 1855 г. в составе некоторых других кораблей Черноморского флота был затоплен у входа в Севастопольскую бухту во избежание прорыва кораблей противника на внутренний рейд. 

Гораздо более интересная судьба оказалась у железного парохода «Прут», который строился одновременно с "Дунаем", правда не в Лондоне, а в Ливерпуле. Два его паровых котла и две машины развивали номинальную мощность около 100 л.с. Пароход был вооружён четырьмя 36-фунтовыми пушками. В военных действиях на Дунае "Прут" принимал самое активное участие. Это и обеспечение переправы русских войск у Галаца, рекогносцировка берегов, обстрел крепости Силистрия во время штурма, материально-техническое снабжение, обеспечение отхода русской армии и прочее. 

Следует сказать, что к началу Крымской войны Русская Дунайская военная флотилия имела в своем составе 33 корабля, в том числе два парохода. В тот период она считалась лучшей военной флотилией на Дунае. 

Алексей Сёмин

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded