landeshe

Categories:

Конокрады и конокрадство в Бессарабии в конце XIX – начале XX веков (Продолжение)

Совершенно иной характер носило конокрадство в северной части Бессарабии, а именно, в Хотинском и смежных с ним уездах. Здесь это явление тоже существовало издавна, но к началу ХХ века оно приобрело определённую организацию и наряду с кражами лошадей всё чаще и чаще начали повторяться грабежи и разбои, зачастую сопровождавшиеся убийствами.

На севере губернии конокрадством в основном занимались евреи и старообрядцы федосеевского толка, не без участия, конечно, и разных случайных элементов. Полицией  Хотинского уезда была замечена такая закономерность: похищенный здесь и в смежных уездах, и даже в Подольской губернии крупный рогатый скот и лошади проходили главным образом через местечки Секурены, Бричаны, Липканы и Единцы в Румынию, а из Румынии всё похищенное шло тем же путём обратно в Россию. Эти четыре местечка давно уже обращали на себя внимание администрации  и  следователей.  В  них  появились уже и шайки фальшивомонетчиков, так называемых «бубновых королей»,   выпускавших   в   обращение   кредитные    билеты    собственного   изготовления. Здесь орудовали  шайки местных контрабандистов, доставлявших дешёвый чай из Румынии и выпускавших его затем в продажу с этикетками собственного производства. Наконец, во всех этих местечках появилась масса так называемых евреев-ливерантов, то есть торговцев лошадьми. Ливерантство оказалось настолько прибыльным, что количество перекупщиков лошадей стало расти, как на дрожжах. Простой еврей-ливерант за короткое время становился настолько богат, что мог позволить себе купить хороший дом в городе. Поэтому ливеранты всячески поддерживали и не особо афишировали свои знакомства с конокрадами. Недаром русская пословица гласит: «Не тот вор, кто ворует, а тот, кто потакает вору».                                                                                                              В конце 1894 г. пять отчаянных конокрадов, вооружённых ружьями, верхом переправились в глухую дождливую ночь через Прут вплавь в Румынию, напали на двух табунщиков выслеженного, очевидно, раньше ими табуна помещика Христи Чомака в общине Митаки. Затем табунщиков связали и угнали через реку Прут в Хотинский уезд табун в 60 лошадей. Но на границе они были замечены конным объездчиком пограничной стражи, который поднял тревогу. Отряд стражников начал преследовать конокрадов. Следы угнанного табуна привели в местечко Единцы в дом известного еврея-ливеранта Сендера.                                                                  Начатое против Сендера дело было прекращено, так как целым рядом свидетелей  было  доказано,  что  этот самый Сендер знакомства с конокрадами не ведёт, а занимается лишь перепродажей лошадей. Впоследствии обнаружилось, что почти все свидетели были подставными.   Несколько подобных случаев конокрадства в Хотинском уезде заставили бывшего хотинского уездного исправника Артемьева собрать подробные сведения обо всех известных полиции случаях конокрадства в 1894 г. В марте 1895 г. в своем печатном циркуляре, разосланном всем сельским и волостным правлениям и опубликованном в «Бессарабских губернских ведомостях», он писал следующее: «Хотинский уезд находится в неблагоприятных условиях для поимки конокрадов с украденными лошадьми, так как близость границ Австрии и Румынии служит громадным шансом легко скрыть и скрыться. В 1984 году по собранным сведениям от сельских управлений,  всего в уезде украдено 496 крестьянских лошадей, 67 хороших владельческих лошадей и 116 волов, итого 679 штук. Считая в среднем стоимость головы скота в 35 рублей, оказывается, что потеря населения от конокрадства выразится в цифре 23 765 рублей… Поймано украденных лошадей и возвращено полицией хозяевам всего лишь 60 голов. Конокрадством в Хотинском уезде, по сведениям полиции, занимаются специально жители сел – 162 человека христиан, а евреев, местечковых и иных, причастных к этому ремеслу, как укрывателей, покупателей краденных лошадей, пособников и др. – точно определить затруднительно, но число их, во всяком случае, превосходит в 4 раза, по крайней мере, число известных воров поселян». А между тем конокрады не дремали, действовали все смелее и отчаянней, и народная молва стала прямо и постоянно указывать на местечко Единцы как на центр конокрадских притонов. Удивительно только, что в этом центре конокрадского дела северной Бессарабии имелся всего лишь один полицейский чин – урядник, в участок которого входили ещё несколько соседних волостей. Само собой разумеется, что при таких условиях многие из потерпевших предпочитали не заявлять о бывших у них похищениях. Вообще мирные местные жители предпочитали жить в мире и согласии с конокрадами. Известны случаи, когда некоторые помещики Хотинского уезда приказывали своим лесникам давать у себя в лесах убежище конокрадам, всячески им угождать и не мешать им при проездах по селам. По историческим сведениям местечко Единцы было основано в середине XV века и мало чем отличалось от прочих местечек Бессарабии, пока туда в XIX веке не начали переселяться из России старообрядцы-беспоповцы. Вначале эти переселенцы появились в окрестных сёлах, а оттуда уже перебрались в Единцы.  В их числе в середине 1870-х гг. был отчаянный разбойник Денис, прозванный Душегубцем, который руководил целой шайкой. С тех пор в округе начали увеличиваться грабежи и разбои. В очередной перестрелке с отрядом пограничной стражи Душегубец погиб, но остались его ученики. Появились новые главари и атаманы, появились и их помощники – евреи, содержатели притонов, скупщики и перевозчики краденого. Дело стало прибыльным и приобрело свою специализацию. Главный предмет краж – лошади и крупный рогатый скот.Если нанести на карту Хотинского, Белецкого и Сорокского уездов той поры все те места, где совершались эти кражи, и соединить их линиями с Единцами, то получался рисунок паутины, а её нити изображают те дороги, по которым бегают «пауки-конокрады», ворующие у поселян самое дорогое и необходимое в личном хозяйстве – лошадей  и крупный рогатый скот.
(Окончание следует)
Юрий МОСКАЛЕНКО, сотрудник Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербург

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded