landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

Старообрядцы в Одессе

Старообрядцы всегда играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Одессы,но им всегда не везло с храмами.

 Уже во второй половине XVIII века старообрядцы массово заселяли села и города Северного Причерноморья, в то время еще остававшегося под владычеством Османской империи. Переезды совершали купно - целой общиной, иногда всем селом. Во множестве действовали и предприимчивые одиночки, без труда находившие "своих" на чужбине - легенды об узнавании одноверцев по особым липовым иконам доныне в ходу у дунайских староверов-липован.

Совсем не случайно встречаем мы старообрядцев и среди первых жителей Одессы, что отражено в целом ряде исторических свидетельств и документов. Так, уже в 1794 году четыре старообрядческие семьи из слободы Знаменки, приехавшие на строительные работы в Гаджибей, подали прошение и были приписаны к только что основанному городу.

Но большую часть староверов, оседавших в Одессе, составляли беглые крестьяне из центральных российских губерний и так называемые выходцы из-за границы - "раскольники", бежавшие сначала в Польшу или Молдавию и получавшие по возвращении более выгодный социальный статус. Община стремительно разрасталась на протяжении первого десятилетия, составляя заметную долю в населении Одессы, причем староверы по преимуществу числились среди зажиточной части горожан; многие были приписаны к купеческому сословию.

На 1803 год старообрядцы уже имели свою каменную церковь (в то же время, в городе существовала синодальная православная деревянная и греческая каменная). Любопытно, что первый одесский старообрядческий храм располагался на месте будущего Успенского собора, злосчастная судьба коего известна всякому одесситу.


В течение первых пятидесяти лет истории города численность «людей древлего благочестия» в нем продолжала ощутимо расти. К середине XIX века число старообрядцев только по официальным, далеко, разумеется, не полным данным, составляло более 2 тысяч человек или около 5 % от всех жителей. На 1827 год в Одессе значилось 760 мужского и 625 женского пола старообрядцев, приемлющих священство; меньше было беспоповцев - 124 староверов мужского и 135 женского пола. Последние отличались особенной скрытностью и замкнутостью, вели почти подпольный образ жизни, учесть их было вдвойне трудно.

20 марта 1910 новопостроенный храм  Покрова Пресвятой Богородицы был освящен самим архиепископом Московским Иоанном. На освящении присутствовало много "именитых людей", в том числе представители городской администрации, военные и даже некоторые из профессоров Императорского Новороссийского Университета.

 Храм был изящной архитектуры, пятикупольный, с колокольней, стилизованный под «нарышкинское барокко». Внутри церковь украшал монументальный иконостас в пять рядов, как говорят, московской работы. Судьба этих икон нам пока неизвестна. Судьба храма известна: разорен, уничтожен.

Нынешнее скромное убранство старообрядческой Покровской церкви, ютящейся в "приспособленном" новом помещении близ Привоза, даже отдаленно не напоминает о старом иконостасе, судя по всему грандиозном художественном ансамбле. Имеющаяся алтарная преграда сборная, состоящая из подобранных разностильных и разновременных икон (как нам удалось установить, некоторые из икон, украшающих сейчас Покровскую церковь, поступили из закрытого старообрядческого храма в Маяках).

Кроме церкви, о которой мы сейчас говорили, с 1905 года в городе действовала также домашняя церковь во имя Николы Чудотворца, устроенная в доме фабриканта Дмитрия Кирилловича Ларионова на Успенской улице. При этой церкви работала школа, был создан отличный хор под руководством Макара Ивановича Мекалина, приехавшего из Богородска Московской губернии.

Закончить эти беглые заметки "на случай" хотелось бы пожеланием ныне здравствующим староверам нашего города вновь обрести утраченные святыни, осилить трудный процесс восстановления из пепла и тлена былой красоты церковной. Одесса в последние годы дает тому добрый пример. Время собирать камни пришло.

А. А. Пригарин(г. Одесса)
Подробнее можно прочитать здесь http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/49-1-0-892


Tags: Одесса, старообрядчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments