landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Category:

Я не понимаю:неужели казино важнее портов?

Порт в Измаиле. Украина избавляется от своего самого ценного актива в Бессарабии
Официальной датой создания порта, расположенного в акватории Килийского гирла на левом берегу реки Дунай, в 93 км от Черного моря, можно считать 26 июля 1813 года, когда по предписанию князя Куракина в Измаиле, принадлежащему в тот момент Российской Империи, был образован карантинный комитет.
Главный порт Бессарабии
Судьба с самого начала благоволила Измаильскому порту. Через пятнадцать лет после его открытия, 6 октября 1828 года Сенатом, для привлечения купцов и оживления грузооборота, порту была подарена свобода торговли и открыта главная складская таможня. В то время Измаильский порт работал на экспорт производимой в Бессарабии продукции — пшеница, рыба, шерсть, сало, мед, что значительно поспособствовало росту экономики региона. В порт заходило до 150 судов в год, в основном — австрийские, английские, турецкие, греческие, русские суда. Однако до конца 19-го века пристани на территории порта были не обустроены.
Первая каменная набережная, длиной около 300 метров, с пристанями для иностранных и отечественных торговых судов появилась только в 1892 г. Но были у Измаильского порта в 19 веке и тяжелые времена. С 1856 г. по 1878 г. после Крымской войны, порт Измаил 22 года находился в составе Молдавского княжества Османской империи, а с 1878 года, по итогам последней русско-турецкой войны, вошел в состав Российской Империи.
Постепенно развитие края стабилизируется, в его экономику начинают вкладывать деньги не только российские, но и иностранные банки. Например, французы финансировали строительство железной дороги Бендеры — Рени, немецкие и бельгийские банки вкладывали инвестиции в развитие мукомольной промышленности.
Так, в отчете главного инженера Новороссийских коммерческих портов за 1893 г., в чьем ведении находился Измаильский порт, сказано, что по результатам грузооборота за 1893 году порт Измаила является главным портом Бессарабии.
От регионального к стратегическому
Накануне первой мировой войны Измаил представлял собой самый большой административный и торговый центр Придунавья. Политическая смута, ставшая следствием отречения Николая II от престола и последовавшая за ней гражданская война, опять разлучили Измаил с государством российским. В 1918 году Измаил вместе с Бессарабией был аннексирован Румынским королевством. Однако снова спустя 22 года — 28 июня 1940 года город Измаил вошел в состав Украинской ССР. В 1940 году советское правительство вынудило Румынию вернуть Бессарабию и Северную Буковину. Порт Измаил был подчинен Черноморскому пароходству. С сентября 1940 г Измаильский порт начал обслуживание регулярных грузопассажирских рейсов, в порт были направлены специалисты и новое оборудование. В феврале 1941 года советским правительством была построена железная дорога соединившая порт Измаил со станцией станции Арциз. Таким образом, порт получил стратегическое значение, поскольку был подключен к транспортной системе СССР, начав обслуживать не только экономику Бессарабии, а всего Союза.
Во время Великой отечественной войны, захваченный румынами Измаильский порт работал до 2-3 рабочих дней в неделю, занимаясь перевалкой преимущественно военных грузов.
26 августа 1944 войска 3-го Украинского фронта освободили город Измаил, и этот день стал началом современной истории порта. С 1 января 1945 года он вошел в состав Советского Дунайского Государственного пароходства. В послевоенные годы в порту были реконструированные и построены новые причалы, получила развитие механизация, порт осваивал новые методы и технологии переработки грузов. На контейнерном участке, открытом в 1977 году, были установленные краны наибольшими грузоподъемности в порту — 40 тонн, которые работают и по настоящее время. И результаты не заставили себя ждать, если в послевоенное время порт был представлен всего одним районом с шестью причалами, то современный порт разделен на три производственно-перегрузочных комплекса. Уже к 1988 году Измаильский порт достиг рекордного грузооборота за всю свою историю, обработав 7 млн 352 тыс. тонн грузов. Этот рекорд остается непобитым до сих пор. Это стало возможным не только благодаря экономической мощи Советского Союза, но и географическому положению порта, который расположен на перекрестке важных торговых путей, связывающих страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки со странами Западной Европы и СССР.
В 1994 году порт был зарегистрирован как самостоятельное государственное предприятие «Измаильский Морской Торговый Порт».
Смутное время девяностых
Изменение общественной формации, распад Советского Союза, бесцельные реформы проводимые Украиной, отсутствие внятной транспортной политики, политическая нестабильность соседних государствах явно не способствовали стабильному экономическому развитию порта.
Из-за общего упадка украинской экономики, разрыва экономических связей, со странами бывшего СССР, а также объявленного ООН эмбарго Югославии (1993-1996 г.г.), войны НАТО против Югославии в 1999 г., как следствие закрытие судоходства на всем протяжении реки Дунай, обороты порта упали ниже 1,5 млн тонн в год, против 7 млн 352 тыс. советских рекордов.
Однако, несмотря на всеобщую деградацию, порт выжил. Этому способствовали два фактора, первый — наличие собственной железной дороги (в отличии от порта Рени), связывающей порт с Украиной, второе — грамотные действия руководства порта, которое сумело сохранить целостность предприятия и коллектива, при этом не сдавая в аренду большую часть портовых мощностей, как поступили в Одесском и Николаевском портах. Экономический рост начала нулевых, позволил нарастить грузооборот предприятия до 4 млнтонн грузов к 2008 году.
Хозяин хорош — и порт хорош
Благодаря ответственной политике руководства порта большая часть заработанных денег вкладывалась в виде инвестиций в основные средства порта, капитальный ремонт судов портового флота, ремонт оборудования, подъездных путей и пр.
Что позволило в последующем нарастить грузооборот с положительной динамикой. В 2017 году ИЗМ МТП обработал 4,5 млн тонн грузов, 2016 — 5,683 млн тонн, 2015 — 4,825 млн тонн, 2014 — 3,093 млн тонн, 2013 — 2,763 млн тонн, 2012 — 2,937 млн тонн. В 2015 году порту удалось вернуть традиционный грузопоток — железорудное сырье Полтавского ГОКа, которое в данный момент составляет 30% от грузооборота порта.
Измаильский порт специализируется на грузопереработке сухогрузных сыпучих грузов — угля, железорудного сырья, которые направляются с металлургических комбинатов Сербии, Болгарии, Австрии. Большую часть всей грузопереработки (70-75%) составляет экспорт (около 85% которого — рудные грузы). Удельный вес транзитных грузов в грузопереработке ГП «ИЗМ МТП» составляет около 24%
В составе ИЗМ МТП находятся три производственно-перегрузочных комплекса, каждый из которых имеет свои отличительные черты, как в отношении портовых мощностей, так и в отношении обрабатываемых грузов, а также портовый флот, морской вокзал, другие вспомогательные производства.
Сегодня общая территория порта составляет 107,5 гектаров, площадь участка 85-го километра составляет 15,2 гектаров, базы отдыха «Портовик» — 4,09 гектара. На территории порта расположено 24 причала, которые имеют протяжность причальной линии 2618,6 м. Площадь открытых складов составляет 201,1 тыс.кв.м, крытых — 19,7 тыс.кв.м. Порт может принимать суда длиной до 150 м, шириной до 30 м и осадкой до 7 м. Проектная мощность порта позволяет ежегодно перегружать 8,5 млн тонн грузов. Порт имеет большой парк перегрузочной техники и грузозахватных устройств, которые позволяют качественно перегружать предлагаемую заказчиками номенклатуру грузов. Порт имеет собственный портовый флот, в состав которого входят: сухогрузные самоходные и несамоходные нефтеналивные суда, буксиры, понтоны, катера, плавкраны, несамоходные сухогрузные баржи, бункеровщики, буксиры— толкатели, суда спецназначения.
В настоящее время порт — это мощное высокотехнологичное предприятие, которое постоянно развивается, предоставляя рабочие места горожанам и ощутимо пополняет местный бюджет.
С момента образования и по сегодняшний день порт является градообразующим предприятием, на котором работает более 2 тысяч человек. Помимо экономической функции порт выполняет также социальную — на его балансе находится база отдыха, детский сад и спортивный центр.
Ложка дегтя в бессарабском меде
Так же, сама по себе река Дунай в значительной мере влияет на деятельность порта, низкие или слишком высокие уровни воды, или замерзание, делают невозможным выполнение погрузочно-разгрузочных работ на полную мощность. Примером этого является 2011 год и начало 2012 года, когда деятельность порта была полностью парализована на 173 дня, и начало 2017 года, когда навигация из-за ледовой кампании была закрыта в течение 42 дней — с 10 января по 20 февраля. Кроме того, на недополучение грузов для перевалки предприятием в полном объеме влияет недостаточная пропускная способность железной дороги и припортовой станции, так как на перегоне Одесса — Измаил железнодорожное полотно является одноколейным. Измаильский порт может переработать 448 железнодорожных вагонов в сутки, а железная дорога подает максимум 316. Все это не дает в полном объеме использовать пропускную способность предприятия и значительно увеличивать объемы грузопереработки.
Прибыльные порты Украине не нужны
Однако тревожные новости для Измаильского порта начали приходить оттуда, откуда их никто не ждал. С приходом в 2014 году к власти команды майданных реформаторов политика украинского государства в сфере владения прибыльными государственными активами резко изменилась и не в лучшую для портов сторону.
Год назад в Измаиле прошло совещание представителей аппарата управления государственного предприятия «Администрация Морских Портов Украины», на котором, помимо руководителя ГП «АМПУ» Райвиса Вецкаганса приняли участие первые лица филиалов АМПУ Измаила, Рени и Усть-Дунайска, директора дунайских портов, представители стивидорных компаний, а также — городской голова Измаила Андрей Абрамченко.
Темой обсуждения стала, в том числе и судьба Измаильского порта, который в среднесрочной перспективе, в связи с выходом государства с сегмента стивидорной деятельности, должен быть передан в концессию, аренду или приватизирован. Что весьма нелогично для рациональной государственной политики, поскольку ГП «АМПУ» входим в топ-5 прибыльных государственных предприятий страны.
ЧИТАТЬ Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/other/41554549/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Tags: Дунай, Измаил, порт, приватизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments