landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

Старообрядчество в Придунавьи



Появление старообрядческих поселений сыграло важную позитивную роль в историческом развитии Бессарабии. В среде староверов хранились и переписывались древние книги и рукописи, что способствовало сохранению бесценных памятников русской культуры. Переселение старообрядцев имело большое значение и для освоения новых территорий, расширению границ Российского государства.

Старообрядческая Покровская церковь в г.  Килия была построена в 1846 году и, по рассказам, она была тогда саманная. Священником в этой церкви был о. Авдей (Кузьмин, ум. 20 января 1899 г.), в будущем, с 1878 г., ставший ей. Тульчинским Алимпием, а затем и наместником Белокриницкой митрополии. Вокруг церкви и стал формироваться старообрядческий центр Килии.

Только в 1912 г. при протоиерее Иоанне Кравцове вокруг храма начали строиться каменные стены. По


завершении строительства старая церковь была разобрана и вынесена через двери нового храма. . В 1916 г., когда строительство было закончено, состоялось освящение храма, на которое прибыл еп. бессарабский; Кирилл (ум. схимонахом в 1924 г.). В I929-I930-х гг. - строится и новая колокольня высотой в 51 метр. Одновременно увеличиваются размеры собора (строители Филины, плотники Соловьевы). В I953-1954 гг. при о. Несторе (Соловьеве) вокруг собора была сделана ограда. Так килийский храм стал самой большой из всех старообрядческих церквей Одесской области.

28 октября 2011 г. в с.Мирное Килийского района Одесской области был открыт памятник основателям села. Открытие монумента было приурочено к легендарному 190-летию переселения жителей Калужской губернии Жиздренского уезда в Бессарабский край.

 Эти 15 семей старообрядцев влились в дружную общину как местных староверов (которые жили здесь не менее 10 лет к моменту их прихода), так и их региональное сообщество, известное под именем «липоване». Тогда село Каряка (русское переделанное с турецкого «Кара-Шикир» - «черная пахота») стало одним из мощных центров ревнителей «древлего благочестия» на Дунае.

 Идея памятника долгие десятилетия вынашивалась местной интеллигенцией. Ее упорно отстаивала Феня Никоновна Масленникова – библиотекарь и краевед. Наконец-таки, ее идею услышали власть предержащие. При помощи райгосадминистрации, СПК «Дружба» (в селе до сих пор сохранен колхоз, но в новом формате), местных жителей и выходцев из села удалось собрать огромную по масштабам сумму и увековечить память о первопоселенцах.

 Открытие памятника состоялось в рамках престольного праздника. Местная церковь РПСЦ создана в 1860-е гг., на месте старой часовни. Тогда же ее освятили в честь Преподобной Параскевы Тырновской.

Много сел еще в Придунавьи,где поселились старообрядцы.убегая от преследований.

Кислицы. Село основали в 1807 году потомки донских казаков-некрасовцев

Муравлёвка

Село было основано в начале ХIХ в. крестьянами-старообрядцами на месте татарского поселения. Основными видами занятий были земледелие, огородничество и садоводство. Легализация старообрядцев произошла в качестве «некрасовцев» в 1813 году.

По данным на 1827 г., в Муравлёвке (Дирекю) уже существовала деревянная старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1858 г. церковь была освящена при митрополите Белокриницком Кирилле и архиепископе Аркадии Васлуйском. 9 мая 1913 г. была заложена новая каменная церковь при митрополите Макарии Белокриницком и епископе Кирилле Одесском. Рядом с Муравлёвкой в 1906-1946 гг. существовал женский монастырь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Жебрияны (с. Приморское Килийского района)

Село основали старообрядцы-некрасовцы в середине ХVІІІ в. Основными занятиями местных жителей являлось рыболовство и земледелие. После присоединения Бессарабии к России в селе находилось около 300 старообрядцев, а также уже существовал плетнёвый храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором проводили богослужения собственные священник и дьяк.

Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери была сооружена в 1860 г., в 1876 г. – каменная колокольня. В 1899 году старообрядцы с.Жебрианы получили разрешение начальства воздвигнуть новую церковь по проекту, утвержденному строительным отделением Бессарабского Губернского Правления.

В 1903 г. церковь была построена при непосредственном участии священника Стефана Сучкова на средства, как местного населения, так и на пожертвования старообрядцев из России (вероятнее всего, купцов Морозовых - на эту мысль наталкивают надписи в церкви, на которых есть пометки о том, что они пожертвованы данными купцами). Освящение церкви производил епископ Кирилл. В начале 90-х гг. ХIХ в. в селе была открыта церковная школа.

Подковка (с. Васильевка Килийского района)

Село основано в конце ХVIII в. переселенцами из Курской и Орловской губерний. Население занималось охотой, рыболовством, а позднее – и земледелием. В 1864 г. здесь была построена каменная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского (разрушена в 1950-х гг.). При церкви существовал скит, где призревались немощные старики и старухи. Позже хутор слился с соседним – Васильевкой, где проживают русские никонианцы, переселенцы из Обоянского уезда Курской губернии (обояне). В 1996 году храм был восстановлен и освящен на Покрова Пресвятой Богородицы.

В Измаильском районе Одесской области Украины с 5 по 9 октября 2011г. прошла VIII Международная конференция "Липоване: история и культура русских старообрядцев", приуроченная к 200-летию начала переселения в Бессарабию казаков-некрасовцев, открылась 5 октября круглым столом "Казаки-некрасовцы в истории государств и народов Причерноморья" в Одесском государственном университете имени Мечникова. Помимо ученых из России и Украины, на форум съехали исследователи русского старообрядчества из Молдовы, Румынии, Польши, США и Италии.

Ученые обсудили ряд вопросов, связанных с религиозным фактором в истории миграция казаков и других старообрядческих групп. После круглого стола участники конференции переехали в Бессарабию, где конференцию принял приход св. Иоанна Богослова Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) в селе Старая Некрасовка.

Старообрядческая церковь Иоанна Богослова
О Ст.Некрасовке смотрите в ролике  Источники:http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/49-1-0-770  

</lj-embed>
Tags: Старообрядчество, придунавье, церкви
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment