landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Category:

Интересные места моего края

Славный переход через Дунай и покаяние казаков
Бессарабская земля славится своей историей, насыщенной важнейшими историческими событиями: целый ряд империй и государств имел над ней свое владычество в разные временные отрезки. О том, что некогда территория юго-восточной Европы между Чёрным морем, реками Дунай, Прут и Днестр находилась под влиянием Османской империи (Порты), напоминают нам некоторые объекты, сохранившиеся до сих пор.

И в связи с этим сегодня хочется вспомнить о героическом событии, произошедшем на нашей земле  190(191 уже) лет назад – 27 мая (9 июня по новому стилю) 1828 года: это переход российских войск через Дунай, в котором непосредственное участие принял император Российской империи Николай I. Данный эпизод стал одним из важнейших этапов русско-турецкой войны 1828-1829 годов.

Не будем подробно останавливаться на военных событиях, но все же напомним, что в 1827 году Россия вступила в коалицию с Англией и Францией для поддержки греков, восставших против турецкого владычества. Коалиция направила к берегам Греции союзную эскадру, которая уничтожила османский флот в Наваринской бухте. После этого турецкий султан Махмуд IV объявил войну России, и Турция закрыла проливы для российских судов. В ответ император Николай I 14 апреля 1828 г. объявил войну Турции.

Как сообщают историки, если в предыдущих войнах с Турцией главным местом нахождения российских войск были Молдавия и Валахия, то с включением в состав России Бессарабии ситуация изменилась: теперь российская армия могла форсировать Дунай уже со своей территории, ставшей основным местом армейского базирования. Для нападения на Турцию Россия располагала на Дунае 92-тысячной армией под командованием фельдмаршала Петра Витгенштейна. Ей противостояли турецкие войска под общим командованием Хуссейн-паши (до 150 тыс. чел.).

В Дунайские княжества — Молдавию и Валахию — был послан 6-й корпус генерала Рота, который 30 апреля занял Бухарест, а 7-й корпус под командованием великого князя Михаила Павловича осадил левобережную крепость Браилов. Ниже Браилова, напротив Исакчи, сосредоточились войска левой наиболее многочисленной колонны для переправы за Дунай. Отсюда и предстояло российскому воинству совершить знаменитый переход. В тот год, надо сказать, от необыкновенного разлива весенних вод Дунай вышел из берегов и затопил окрестности на обширном пространстве. Левая, низменная сторона превратилась в непроходимое болото. И для того чтобы переправиться на противоположный берег, необходимо было соорудить насыпь.

Войска, воодушевленные присутствием императора, активно взялись за дело и обустроили плотину в 5 верст, а через ручьи и протоки навели мосты. Это был колоссальный труд, руководил которым инженер генерал-майор Руперт.

Сопровождали Николая I европейский дипломатический корпус и государственная свита. 109 лошадей впрягли в 37 экипажей. Императорский кортеж двигался следующим маршрутом: Санкт-Петербург – Витебск – Могилёв – Чернигов – Елизаветоград – Вознесенск – крепость Бендеры до Измаила.

На рассвете 9 июня к месту переправы прибыл Николай I, сигналом к действию послужил огонь береговых батарей Дунайской флотилии. Паника и страх пронеслись по турецким позициям, а к 11 часам российские войска уже господствовали над всей позицией.

Ключевую роль в переходе российского войска через Дунай сыграли запорожские казаки. По информации Раисы Шишкиной («Память о переправе», Краеведческий вестник, выпуск 2, 2008 г.), за несколько дней до прибытия императора на Дунай в Измаильском порту высадился атаман Задунайской Запорожской Сечи Осип Гладкий с отрядом запорожцев, вернувшихся из турецких владений и пожелавших принять российское подданство.

Существует предание, что именно запорожцы указали императору место переправы возле села Сатул Ноу (теперь это Новосельское Ренийского района).

К сентябрю 1829 года русско-турецкая война была завершена. По условиям Адрианопольского договора, к России перешел контроль над всем восточным побережьем Чёрного моря, Грузией (называемой тогда Картли-Кахетинским царством) и Восточной Арменией, а также дельта Дуная со всеми ее островами, южный рукав устья реки стал российской границей. Россия получила право проводить свои суда через Дарданеллы и Босфор и свободного плавания торговых судов по Дунаю.

А теперь об объектах, которые сегодня напоминают нам о событии 190-летней давности. Начнем с того места, где накануне перехода через Дунай – 21 мая (3 июня) — состоялся смотр российских войск императором Николаем I. Находится оно у въезда в Болград. Здесь в 1828 году установили обелиск по рисункам бывшего управляющего болгарскими колониями М. Бутковского, строителем был болгарский колонист Ангел Сарабеев.

Долгие годы монумент практически не ремонтировался, а в шестидесятые годы по указанию одного из руководителей хозяйства он был разрушен. Восстановил его в первое десятилетие 2000-х Благотворительный фонд им. И.Н. Инзова. Вид монумента практически был восстановлен, за исключением того, что ранее цилиндрическую колонну заменили восьмигранной.

Стоит отметить, что в настоящее время памятный знак выглядит не очень ухоженно: налицо признаки разрушения, да и дорожка к нему изрядно заросла травой.

Вторым по счету памятным объектом о переправе через Дунай стала часовня Николая Чудотворца, построенная на территории Измаильского порта в 1851 году на том самом месте, где 19 мая 1928 года отряд запорожских казаков, возвратившийся из-за Дуная, был представлен императору Николаю I. В 1884 году часовня была реконструирована по проекту архитектора Семечкина.

При входе в часовню с южной стороны имелась запись: «В память тезоименитства Императора Николая I». С северной стороны к стене прикреплялись две медные доски с надписями «Сия часовня сооружена командиром Измаильской бригады пограничной стражи полковником Марковым в 1851 году» и «Настоящая часовня возобновлена в 1884 году мая 9-го дня начальником Бессарабского таможенного округа генерал-майором Николаем Антоновичем Усовым и Бессарабским губернатором генерал-майором Александром Петровичем Константиновичем».

В 1945 году по решению Измаильского горисполкома часовня Николая Чудотворца была разобрана «ввиду того, что находящаяся на территории порта у причала часовенка не используется в религиозных целях, разваливается и непригодна для каких бы то ни было целей…».

В 2003 году руководством и коллективом Измаильского порта было принято решение о строительстве часовни св. Николая Чудотворца, но уже не на территории порта, а на площади у морвокзала. При этом был полностью сохранен исторический облик разрушенного строения. Освящение часовни состоялось в День Святого Николая 19 декабря 2005 года.

К этому непременно надо добавить, что в Измаиле сохранился колокол бывшей Крестовоздвиженской церкви (ныне диорама), отлитый из трофейных турецких пушек войны 1828-1829 гг. Расположен он в фойе диорамы.

Но наиболее впечатляющим памятником, наверное, является монумент непосредственно у места, откуда начался переход российских войск через Дунай – вблизи села Новосельское Ренийского района, открытие его состоялось в декабре 1891 года.

Массивный 10-метровый чугунный обелиск в виде сложной многопрофильной усеченной пирамиды установили на цоколе искусственно насыпанного кургана. Отлит монумент был в Одессе на заводе Беллино-Фендерикса.

На лицевой стороне памятника закреплена доска пятиугольной формы с рельефно отлитой надписью: «Здесь 27 мая 1828 года переправился через реку Дунай император Николай I и указал своим войскам путь к славе и победам». С обратной стороны постамента на аналогичной доске также рельефно отлитая надпись: «Сооружен в 1888 году».

Несмотря на то, что в годы Второй мировой войны памятник подвергался обстрелам (о чем свидетельствуют повреждения), он все же благополучно сохранился до наших дней.

http://prichernomorie.com.ua/print/?cv=3&id=197794

Tags: Дунай, Памятник
Subscribe

  • На каникулах была.

    Такие жары,что писать не хочется. Были дети в гостях со свахой,ездили на 0 км.Наконец-то я туда попала. Друзья подогнали нам большой…

  • По Дунаю.

    (Начало здесь https://landeshe.livejournal.com/1219579.html ) Показала на карте наш путь. Итак,нынешние рыбаки,оказывается,…

  • По Дунаю. На Потапово.

    Сегодня у нас празднуют «День рыбака»,по этому случаю муж спустил на воду нашу лодку(наконец-то).Он решил повозить меня по тем местам,где в 90-е…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments