landeshe (landeshe) wrote,
landeshe
landeshe

Categories:

Липованское село над Китаем (озеро Китай)

(Историческая справка:озеро Китай начинается в нашем,Килийском районе и доходит до Измаильского)


Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Выделяла его, пожалуй, деятельность женского монастыря Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1909-1951 гг.) — единственной женской обители дониконовского православия в Южной Бессарабии. Наряду с другими женскими монастырями — Казанской Богородицы в Куниче (Молдова), двумя Куреневскими (Украина), Свято-Введенским в Славе Русской (Румыния) — она входила в своеобразную юго-западную сеть старообрядческих святынь. О монастыре в селе помнят даже те, кто по годам вряд ли мог ее застать. Очень многое запало в память муравлевцев об этих постницах, книжницах, молитвенницах…

Церковь в с. Муравлёвке во имя Покрова Пресвятой Богородицы. СовременностьЦерковь в с. Муравлёвке во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Современность

Основание Муравлевки

О легендарном Муравлеве как основателе села сейчас знают и охотно рассказывают в селе практически все. Этот сюжет можно считать законченным жанровым преданием, в котором раскрывается народная этимология названия поселения.

Пришел сюды один человек по фамилии Муравлев. Он и первую церковь заложил, деревянную. Простой человек, только очень грамотный сюда он привез с собою много церковных книг. Липоване пришли сюда вслед за ним, за времён гонения и брадобрития. Они не хотели бороды брить. Пришли сюда они где-то из России, из тайги. А в Старую Некрасовку дед Некрас пришел он село основал и церкву там построил». «Наши предки переселилися сюда с Дону, донские казаки. Мой прадед Трифон Тимофеев сюда переселился, а один из них Муравлев и назвали Муравлевка. А другой Некрасов был Некрасовка. Над Дунаем сели, а турков выгнали. Липоване они от липы в лесах хавались.

И до настоящего дня многие жители рассказывают о турецком поселении «Дирекю». Данное урочище встречается на многих картах региона XVIII — начала ХIХ века: Dervischkioy, Derikoy; Дере Киой. Остается открытым вопрос о том, когда на это место приходят некрасовские казаки. Смело только можно утверждать, что еще до 1807 года — «в османский период», до прихода российских войск в Бессарабию. Этот некрасовский хутор наряду с Подковкой (Покровкой) и Кислицами фигурирует в биографиях некрасовцев 1808-1812 гг.

Скорее всего, это была своеобразная рыболовецкая фактория некрасовцев, в которой перебывало не более десяти семей или только несколько десятков мужчин. Новую страницу в истории поселения открывают старообрядцы-переселенцы из-за Дуная в 1812-1813 гг. Часть некрасовцев и липован переселенцев в Тучков из-за Дуная выбирают «бывшее турецкое урочище Дирекю» для своего жительства. Но основная масса жителей — потомки полулегальных переселений государственных крестьян из Воронежской губернии 1810-20-х гг.

Некрасовцы получили ряд льгот и вспомоществований от администрации и правительства. Таким образом, реально никуда не переселяясь, небольшая группа семей получила легальный статус и деньги на обзаведение хозяйством, которое у них и так имелось. Среди них был и Муравлев, выбранный старостой села.

Муравлевская свадьбаМуравлевская свадьба

На 1827 год здесь уже проживало 48 семей и 14 «бурлаков», а всего 234 жителя (122 — мужского пола). Учитывая, что всего в Буджаке насчитывалось 2606 старообрядцев, можно сказать, что каждый десятый проживал в Муравлевке. Тогда же к старожилам приписались переселенцы — государственные крестьяне из Центральных регионов России. Иначе вряд ли можно объяснить тот факт, что в 1835 г. в селе уже проживало 430 жителей (т.е. почти в два раза больше).

Проводы в армиюПроводы в армию

Семья Силаковых. 1920-е гг.

Семья Силаковых. 1920-е гг.

Но где же Муравлевы? А дело в том, что во время следующего переселения некрасовцев из Турции несколько семей решили повторить опыт — выехали за Дунай, «в турецкие владения», сменили там фамилии и вернулись в село. В отношении 7 семей эта авантюра раскрылась перед начальством: Макаров вернулся Кононовым, Липилин — Андреевым, Андреев — Липилиным и т.п. И они вынуждены были искать спасение в других местах — Муравлевы оказались в Старой Некрасовке: там жило три семьи с такой фамилией, одна из них — родом из Муравлевки.

Храмы

Взамен пришедшего в ветхость старого Покровского храма муравлевское общество в начале ХХ века решило построить новый. О старом известно следующее. Уже из описания Бессарабии 1827 года видно, что в Муравлевке (Дирекю) находилась деревянная часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она была, видимо, сразу после переселения старообрядцев в село. Эта часовня нередко становилась предметом пристального внимания местных чиновников. При этом один из них в 1842 году отмечал наличие в этой часовне колоколов. Другой оставил следующее техническое описание: «Муравлевская камышовая, обмазанная, камышом, крытая».

Известно, что своего священника у муравлевцев долго не было. Они пускались на всевозможные хитрости, чтобы пригласить к себе «беглых попов», а за регулярными требами обращались к своим одноверцам в Измаил, Килию и Вилково.

Старообрядческая свадьба. 1930-е гг. Старообрядческая свадьба. 1930-е гг.

Как только территория Южной Бессарабии по Парижскому миру 1856 года отходит к Дунайским Княжествам Османской империи, липоване начинают активное церковное строительство. Тогда же в 1859 году в Муравлевской часовне освящают престол. Имея в своем распоряжении записи, которые сейчас утеряны, местный книжник и дьяк записал:

1958 году на покровъ пресвятой богородец исполница 100 лет то было придержавномъ князе александре при митро-полете кириле белокриницкомъ при епископе Аркадию васлуйскомъ въ селе муравлевки 100 лет назатъ старообрядцы москвичи вто время поездов суда небыло москвичи суда привазили образа книги церковныи утварь рызы кодилы потсвещники идругия принадлежности расписался исаев. максим ермолаевич / 1958. году исполница старой церкви 100 лет 13.ва октября.

Сакральное место алтаря старой церкви было заботливо огорожено — на его месте воздвигли часовню. Несмотря на то, что она находится прямо на огороде одной из местных семей, место это выступает предметом гордости всего села.

Часовня на месте бывшего храмаЧасовня на месте бывшего храма

Вышеупомянутый радетель местного летописания на другом листе переписал из недоступных уже нам источников следующее:

Во имя О[т]ца И сына Исвятаго Духа Аминь/1913 года Месяца Мая 9 День/Было Посвящение Места Для Церкви./От имя Покрова Прес[вя]тыя Б[о]гар[оди]цы./Вселении Муравлёвки,/А также Была Заклачена Худамента /Былъ Выкапынъ Канавой Сажень./Посвящалось Места Протоереимъ Трафимомъ/Измаилскымъ И началася Продолжатся/Работа Каменная И кирпичная И продолжалась/Строица До 1914 года. Месяца Июля 20 Дня/Сдвадцатыва Дня Июля Засверепствола Вайна,/Ивсе Престастановились работы разбежались работы/- И последовала Мобилизация Ити На войну противъ /Германии И Австрии позабрали Людей Отъ Двадцати/Летъ До Сорокъ Осимъ, И продалжалысь До 18 года/Асвосимнацытыва Года Сталъ Народъ Собиратся./Подамамъ кто искалечинъ Акто ранинъ А кто/Целъ. Авмногии Астались Наполи Брани И вплену./Аставили жонъ Идетей Сиротами Несчастными,/Потомъ собрался народъ код/вору стали советовать изо/брали церковный комитетъ /В чесле Двинацать чело/векъ и стали приступать/к церковной работе //Собрали Капиталъ как Богъ далъ немного/Сдомовъ, А невного земли Арендовали, И прода/лжалась работа церкви 6 летъ До 25 Ва/Года. А в(1925)двадцать пятымъ годе собрались /Освятить. Иосвящалась Ц[е]рк[о]вь месяца/Октября 12 чесла (1925го). Собрания народа было /Со всех Странъ Была посвящена ц[е]рк[о]вь /Епископом Измаильскимъ И всея Бесарабии /Владыкой Феогеном Атакже Со священы/Лицами, Местный Св[я]ще[ни]къ Был Отец /Назарий М Калесниковъ и были Священники/И дьяконы сградовъ и весивъ и города Келии О[те]цъ Иоаннъ/Из селения Подковки О[те]цъ Потапъ из некрасовки о[те]цъ феодоръ/Из женского монастыря св[ящ]ено ин[о]къ таврионъ из славскаго мо/настыря протодияконъ таврионъ из города Измаила дияконъ/Иоанн из города Кешанева иродияконъ Анисимъ исархан/гелскаго монастыря Деяконъ Черны Климентъ и подияконъ/Сидыръ Продалжалась Служба Стрехъ часов дня До/Двохъ часов дня навторый день потомъ была/предложена трапеза оучреждение было полное ин/вилное В сему народу далнимъ иближнимъ/Потомъ Была провозглашена Многолетие Коралю/Ферденату ивсему королевскому доблесть Воинству/Аминь/Былъ подщестъ церкви 1926ва года/Месяца Декабря 30 чесла в конце года/Всей нашыи церкви Стоимость Капитала/Оден Мелионъ Сто 28 тысящъ 32 Лея.

Как видим, строили «всем миром» с 1913 по 1925 гг. Это было настолько значимым событием для общины, что об этом сохранилось множество мемуарных записей в частных книгах. Не говоря уже о разнообразных фольклорных быличках.

Так, например, на «Евангелие Поучительном», Москва, Единоверческая типография, 1890, принадлежащем Онуфрию Кирьяковичу Вехову, Порфирий Петрович Кудъяров записал: на последней странице, вертикально, по полю: «…/ 1914 года месяца Июля 17 дня мобилизация объщая выправадили 21 Июля 914», а на доклеенном листе из тетради в линейку его же запись красным/черным полууставом: «Закладчина новой каменной церкви воимя покрова пртыя бдцы вселении Муравлевки в тысяча девять сотъ тренадцатомъ году мая д [9] дня // А в тысяче девять сотъ два десять седьмомъ [зачеркнуто] пятомъ году в октябри яви [12] день была освящена епископом Феогеном измаильскимъ предержавномъ корале фердинанде при митрополите белокриницкомъ Никодиме при местномъ священнике отце Назарии Колесниковымъ». Другой «летописец» записал на «Апостоле» Почаевской типографии начала ХХ в.: «Церковь святили 1925 г. посвящение ограды коло церкви было въ 1928 году в день покрова пресвятой Богородицы. Посвящали въ попы оца Ивана 23 марта 1936 г. в вербное воскресение»; на переплете сзади: «Тютюников Стигней Симоновичь родился 1928 году вселе Куничи Молдавская республика». Это событие находим и на полях книг в соседних липованских поселках. Так, например, надпись на одной из книг в Новой Некрасовке гласила: «1925 год, 12 октября освещена церковь в Муравлевке».

По воспоминаниям муравлевцев, строили дружно и скоро — выходили даже по воскресеньям и малым праздникам. Осознание грешности такого труда оправдывалось «богоугодным делом» возведения церкви. Однако какая-то часть все-таки осуждала такую поспешность. Об этом говорит одна из выявленных записей — на правой стороне переднего форзаца «Апостола Тетр» карандашом светским шрифтом:

Месица Июня 23го Дня 1925го Навладимерскою Пресвятую Богородицу Былъ градъ Ибольшой Всораганъ что Дома пораскрыла камышовыя Домов И черепичных Занаша Прегрешения что Мы Непочитали Ея Явление Аработали каку…

Еще одним устойчивым элементом воспоминаний является коллективное строительство новой церкви. Практически в каждой муравлевской семье сохранялись предания о том, что их предок «строил» храм. Учитывая общий масштаб работ, в возведении, действительно, приняло участие все село. Бытует также сюжет о «телеге, которая по селу ездила и собирала помощь, а особо яйца, наша церковь на скорлупе построена, и в раствор яйца добавляли». Не исключено, что строители использовали эту известную с древности технологию, память о которой сохранилась до наших времён.





Tags: Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments